Ходить по реке Нарва можно будет без риска для жизни
ТАЛЛИНН, 30 авг — Sputnik, Светлана Бурцева. Волости Алайые и Иллука в эстонском уезде Ида-Вирумаа готовят проекты настоящего порта на Чудском озере и слипа (сооружения для управляемого подъема и спуска судов на воду) на реке Нарва. Строительство порта с причалом и даже стационарным краном запланировано в деревне Вяскнарва, расположенной на левом берегу устья Чудского озера. Эта территория относится к волости Алайые. А современный, плавучий слип для спуска и подъема малых судов будет построен в деревне Кунингакюла, протянувшейся вдоль левого берега реки Нарвы на северо-востоке Эстонии в волости Иллука. Старейшина волости Иллука Олег Кузнецов рассказал Sputnik Эстония, что проекты практически готовы к реализации, финансирование получено, и уже в этом году начнутся работы по строительству объектов. Почему порт будет построен в Вяскнарва, понятно — деревня находится в самом устье озера, где удобны и спуск на воду судов и выход с реки в озеро. А вот почему слип будет построен в деревне Кунингакюла, расположенной почти посередине реки Нарва между городом Нарвой и Вяскнарва, Олег Кузнецов объяснил отдельно. Выше по течению реки около российской деревни Омут находятся так называемые Омутские пороги, которые перегораживают реку и создают помехи даже малому судоходству. По словам старейшины, когда в реке Нарве низкая вода, в месте порогов тяжело пройти даже на легкой моторной лодке. Эта задача под силу лишь тем, кто знает фарватер, а таких людей немного. Более того, фарватер в этом месте узкий, местами до 5 метров, что также небезопасно для движения по нему. Уже на протяжении 10 последних лет в волостное управление Иллука обращались жители Ида-Вирумаа с жалобами на отсутствие удобного места для спуска на воду чего-то большего, чем просто резиновая лодка. Озабочены этим были и местные жители, многие из которых имеют личные лодки, моторные лодки, катера и даже яхты, и приезжие рыбаки, и туристы. По словам Кузнецова, как-то до сих пор люди ухитрялись спускать свои лодки на воду, но это небезопасный спуск, ведь можно повредить днище лодки или катера. Как пояснил старейшина Иллука, проект по строительству слипа небольшой. Он включает в себя непосредственно сам слип, подъездную дорогу и стоянку для машин. Слип будет плавучим. На время сезона он будет прикреплен к берегу, но не стационарно, а после окончания сезона его можно будет убирать. Проект не коммерческий, поэтому о какой-то окупаемости речи не идет. Слипом смогут пользоваться все желающие. Все для удобства и безопасности людей Начиная с весны и до поздней осени места вокруг Кунингакюла пользуются популярностью как у местных жителей, так и у туристов. "Места там очень красивые, заповедные, хорошая река, отличная рыбалка. Поэтому на открытие сезона в мае в Кунингакюла собирается порой до двухсот машин", – сказал Кузнецов. Когда слип будет построен, волостное управление ожидает дополнительного притока гостей. Слип даст возможность, например, от Нарвского водохранилища дойти на своем катере до Кунингакюла, вытащить судно на берег, чтобы миновать пороги, перевезти его в Вяскнарва и там уже выйти в Чудское озеро. Тем, кто раньше сразу вез свои катера на Нарвское водохранилище, можно будет приехать в Кунингакюла и отправиться в речное путешествие до водохранилища. Когда проекты слипа в Кунингакюла и порта в Вяскнарва будут реализованы, малое судоходство по реке Нарва в обе стороны от Омутских порогов станет, безусловно, более удобным и для местных жителей, и для приезжающих рыбаков и любителей активного отдыха на природе. "Я считаю, это создаст больше удобства людям и будет способствовать их безопасности, а также развитию туризма в нашем регионе", — сказал Олег Кузнецов. Строительство слипа и дороги с парковкой финансируется из бюджета волости Иллука. Кузнецов пояснил, что весь проект обойдется не более, чем в 100 тыс. евро. Если будет принято решение о постройке небольшого здания для размещения добровольных спасателей, проект которого также разрабатывается в данный момент, расходы волости Иллука вырастут еще на 200 тыс евро. Но пока старейшина полагает, что строительство здания будет рассматриваться в перспективе. А приоритетной целью остается именно слип с удобным местом для парковки большого количества машин. Стоянка при планируемом портовом здании будет рассчитана на десять автомобилей, а по другую сторону шоссе построят парковку на 24 автомобиля.