Дубинку прочь. Эмоциональный интеллект (EQ) для чайников
Бизнес-сообщество настолько часто поднимает тему эмоционального интеллекта, что незнатокам уже как-то неловко задавать по ней вопросы. А между тем их немало: от что это и как помогает воздействовать на других людей до внутренних противоречий и скользких вопросов использования. Разъяснить эти основы порталу HR-tv.ru помогла Вера Ильина, бизнес-тренер аудиторско-консалтинговой компании. Публикуем расширенную версию комментария. Что это такое – эмоциональный интеллект (EQ)? Это свойственная каждому человеку и развитая в большей или меньшей степени способность понимать эмоциональные реакции, чувства других людей, предсказывать на основе этого понимания их поведение и управлять им. Есть люди с крайне низким уровнем EQ, другой человек для них подобен гейзеру на Камчатке: то молчит, то кричит, почему – не ясно, в какой момент что произойдет – непонятно! Про какое-то воздействие на гейзер, то бишь другого человека, такие люди не могут даже и мечтать. Управлять гейзером можно, только загнав его в шахту и приделав кран, то есть через правила, установленные нормы, приказы, распоряжения. Есть также и люди с очень высоким уровнем развития EQ. Не изучая психологии, не опираясь ни на один осознанный прием или метод, они интуитивно чувствуют другого человека, просто склоняют голову набок, наблюдают и понимают – сейчас он встревожен, испуган, или, наоборот, на хорошей волне, доволен. Понимание дает им совладание – они предчувствуют, как именно он поведет себя в той или иной ситуации. Более того, они могут купировать те эмоции, которые мешают нужному действию или поддержать и усилить движение «себе навстречу». Высокоразвитый EQ – это еще и более высокая степень внутренней гармонии, ибо мои собственные эмоции понятны мне, я могу их контролировать, могу ими управлять. Казалось бы, эмоциональный интеллект можно и должно развивать, можно прокачать свою способность видеть поведенческие маркеры эмоциональных состояний других людей. Можно также научиться техникам влияния, воздействия. И вот тут не обойтись без краткого погружения во внутренние противоречия этого явления. Как я уже сказала – эмоциональный интеллект присущ абсолютно каждому человеку, соответственно в случае, если мной технично пытаются управлять через такие тонкие настройки, как эмоция, чувство, я, скорее всего, «считаю лажу» и «не дамся в обман». Что же делать? Ведь есть же отчужденные, формализованные микротехники, приемы, способы влияния, может быть, просто стоит «точить» их до виртуозного владения? Мой ответ будет наивным, трогательным, немного похожим на толстовские проповеди. Между пониманием эмоций других людей и управлением ими надо вставить ключевое слово – сочувствие, сопереживание. Поняв, что другой человек в данный момент растерян, испуган, подавлен, я отпускаю его не потому, что он, скотина такая, все равно сейчас не сделает так, как мне надо, а потому, что мне… понятно, как у него сейчас внутри плохо, и мне хочется ему помочь. Повторюсь – это наивно, это трудно реализуемо… Но понятие «эмоциональный интеллект» намертво привязано к такому термину, как ЭМПАТИЯ, а это и есть способность проникнуться чужой эмоцией, не просто диагностировать ее, но на секунду – прожить как свою. Другими словами, на мой взгляд, попытка развивать свой EQ не должна выглядеть как попытка получить в руки безотказную дубину управления другими людьми. Такая попытка в свое время уже провела толпы людей через увлечение нейролингвистическим программированием, невербаликой Пола Экмана и пр. и обернулась разочарованием. Не желали «подопытные» якориться, чесали носы просто потому, что чешется, и все! Высокоразвитый EQ – это высокая степень открытости миру, это высокая ответственность за других, это, если хотите, более высокая человечность и щедрость. Понимание и сочувствие эмоциям других людей побуждает желание устранить причину негатива и закрепить, усилить территорию удовольствия, успеха. И только потом, в благоприятной среде, организовывать совместную деятельность на благо всем.