Правоохранители и ПФР советуют не откровенничать с незнакомцами, чтобы не лишиться пенсии, и не попасть под прессинг коллекторов. Что грозит тем, кто передаст свои документы – в материале URAL.AIF.RU Свердловчане бьют тревогу: последние месяцы всё чаще к ним начали наведываться незваные гости, в ультимативной форме требующие «здесь и сейчас предоставить им данные паспорта и СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счета)». При этом для убедительности своих слов подобные визитеры размахивают «корочками» с российским гербом, заверяя, что представляют они некий «пенсионный фонд». И старательно убеждают в том, что проявляют заботу. Не доверяй Некоторые «охотники за паспортами», впрочем, обходятся без личных встреч – наряду с жалобами на «поквартирные обходы» уральцы столь же часто рассказывают и о подозрительных звонках с незнакомых номеров. «Корочками» по телефону, конечно, не размахивают, однако требования звучат всё те же – срочно продиктовать все паспортные данные человека и номер его СНИЛС. О проблеме уже знают в Роскомнадзоре – именно эта структура занимается защитой персональных данных граждан, а именно к такой категории относятся вся информация, указанная в упомяну документах. Однако пока в ведомстве не в курсе, как именно можно использовать полученные сведения. По словам начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по УрФО Анастасии Гоголевой, только за третий квартал 2017 года к ним поступило около 10 обращений от граждан с подобными жалобами. Но из-за того, что Роскомнадзор оперативно-розыскной деятельности не ведет, установить авторов подобных звонков не в их силах. А так как среди заявителей не было ни одного, кто бы пожаловался на какие-то последствия от того, что он доверил столь личную информацию посторонним, у чиновников нет версий и о том, что может повлечь за собой такая неосмотрительность. Старость без пенсии Более осведомлёнными оказались сотрудники Пенсионного фонда России. К нему, разумеется, подобные гости отношения никакого не имеют, но, как выяснилось, их интерес к личным документам граждан, возможно, связан именно с пенсионными накоплениями. Напомним, будущая пенсия у россиян формируется из двух частей, и накопительную каждый может либо оставить в ПФР, либо – передать в какой-либо негосударственный пенсионный фонд. А среди них есть как добропорядочные организации, так и откровенные мошенники, для которых главная цель – привлечь как можно больше отчислений граждан, после чего, вероятнее всего, попытаться бесследно исчезнуть. По мнению представителей одного из региональных отделений ПФР, именно с этим и связаны участившиеся визиты подобных «агентов». Так как по доброй воле никто не захочет доверять своё будущее сомнительной организации, ее представители пополняют базу попытками запутать доверчивых людей, которые не будут проверять, что же именно написано в тех самых «гербовых корочках». Тем более, что, оказывается, данных паспорта и СНИЛС вполне достаточно, чтобы «увести» накопления в стороннюю организацию. «Население может и не понять коварного замысла этих визитёров, но фамилии, имени, отчества и данных СНИЛС достаточно для того, чтобы перевести пенсионные накопления в НПФ без ведома самого гражданина, - рассказывает представитель одного из региональных отделений ПФР. – То есть, сами не подозревая и не желая того, жители могут перевести свои пенсионные накопления в какой-нибудь негосударственный пенсионный фонд. Потом вернуть эти деньги в государственный Пенсионный фонд можно будет, подав заявление в любой территориальный орган ПФР. Но заявления по изменению способа формирования накопительной пенсии в соответствии с законодательством подлежат удовлетворению через 5 лет. Впрочем, средства могут быть переведены и ранее пятилетнего срока, но на основании судебного решения. То есть для восстановления прав придётся обращаться в суд». Заплати за дядю Еще более безрадостные перспективы для беспечных уральцев обрисовывают сотрудники полиции, основывающиеся на опыте борьбы с самого разного рода мошенниками. По их мнению, предоставленных данных может оказаться вполне достаточно, чтобы в один не очень прекрасный день в дверь снова постучали, но на этот раз – уже коллекторы с требованием вернуть долг в сотни тысяч рублей по кредиту, который человек никогда в жизни брать даже и не собирался. «Всю технологию описывать не буду, чтобы не подсказывать нечистым на руку людям рецепты обмана, - предупредил собеседник в МВД. – Но если в двух словах – то данных паспорта и еще одного документа, доступа к определенным программам и наличия сообщника в банке или микрофинансовой организации, чтобы оформить хоть десять кредитов на ничего не подозревающего гражданина. Точно так же он может оказаться в числе учредителей или руководителей каких-нибудь фирм-однодневок, созданных с преступными целями. В любом случае, приятными последствия не будут». В конечном итоге Роскомнадзор, полиция и ПФР сходятся в одном: ни в коем случае не доверяйте странным гостям, не показывайте им свои документы, а если кто-то попросит вас продиктовать их по телефону – повесьте трубку. Доказывать, что вы не брали кредит, не учреждали ООО «Рога и копыта» и не собирались нести свои пенсионные накопления в НПФ «Алиса и Базилио», конечно, реально, но сил и времени это отнимет гораздо больше, чем простое соблюдение правил личной финансовой безопасности. КСТАТИ Сергей Колосовский, адвокат: "На мой взгляд персональные данные – это на самом деле все-таки довольно такая безобидная вещь. Если кто-то что-то с их помощью сделает – я всегда «отмотаю назад» ситуацию через суд, касается ли это кредита или вклада в банке или накопительной части пенсии. А отвечать будет тот, кто плохо проверял. Личный опыт показывает, что в ситуациях, когда кто-то, якобы, сумел по поддельному паспорту что-то там спокойно оформить – на оформлении был заинтересованный человек, а его заявления про то, что он не знал или не заметил подделки – всего лишь способ защиты".