Сядешь - и просто нажимаешь на педаль. И никакой ответственности
Самая обычная поездка на работу на автомобиле могла сегодня закончиться, едва начавшись. Видимо, там, наверху, кто-то есть. И он меня, может, и не любит, но уберег. Обычно я останавливаю свое авто на выезде с дворовой территории ровно на стоп-линии - посмотрели налево-направо, поехали! А тут по какому-то наитию встал за пять метров до. И тут из-за поворота во двор - дорога под горку - влетела велосипедистка... Насколько я успел заметить, девушка даже не касалась ногами педалей. Неслась, получая от этого несказанное удовольствие. А тут я, понимаешь, со своей "ласточкой"... Наездница дернула рулем вправо - там припаркованы другие транспортные средства, потом - влево. И кубарем слетела со своего железного конька. Слава тому, кто наверху - без касания с моим авто. Хотя все записывал видеорегистратор, но - мало ли?.. Подобные происшествия - если доходит до разбора в суде - крайне редко решаются в пользу автомобилистов. Тут - обошлось. Девушка встала, отряхнула ладошки, уселась в седло и укатила, даже не посмотрев в мою сторону. А я еще минут пять не мог продолжать движение - трясло от выброса адреналина. ... Тут вот народ печалится о том, что лето, мол, уходит. А я этого момента жду с нетерпением. Потому что с улиц города до конца марта - а если повезет, то и до середины апреля - исчезнут велосипедисты, скейтеры, роллеры и прочие участники дорожного движения, которые, являясь таковыми, не имеют об этом ни малейшего понятия. Равно как и о правилах дорожного движения. Оно понятно: хотя велодорожек в столице обустроено уже на десятки километров, есть они далеко не везде. А потому для своих путешествий велосипедисты чаще всего используют обычные тротуары. Хотя это допускается - как указано в "Дополнительных требованиях к движению велосипедистов и водителей мопедов" - только в исключительных случаях. Если поблизости нет ни вело- и велопешеходной дорожки, ни автодороги, ни обочины. Ведь, согласно "Правилам дорожного движения", велосипед является транспортным средством, а если его владелец находится в седле и крутит педали, то он - участник дорожного движения со всеми вытекающими последствиями. Транспортным средствам у нас, как известно, по тротуарам передвигаться запрещено. Вот и велосипедисты должны передвигаться только по специализированным дорожкам, либо - по правому краю проезжей части, либо - по обочине. И только если нет ни первого, ни второго, ни третьего - по тротуару, но так, чтобы не мешать пешеходам. Это раз. Велосипедисту запрещено пересекать дорогу по пешеходному переходу верхом в седле. В этом случае он - вкупе с железным коньком - "транспортное средство", а "транспортным средствам" ездить по "зебре" не разрешается. Так что если велосипедиста, мчащегося по "зебре" на нерегулируемом пешеходном переходе, собьет автомобиль, это будет трактоваться как вина велосипедиста, "не уступившего дорогу". Вот если ты спешился и ведешь велик по переходу за руль, тогда ты - пешеход, со всеми причитающимися льготами. Это два. Кстати, поскольку велосипедист на дороге - полноценный участник движения, он так же обязан тормозить перед "зеброй". И штраф за это положен - 500 рублей (если велосипедист нетрезв - штраф вырастает втрое). И - еще кстати: за пересечение дороги по пешеходному переходу на велосипеде полагается штраф в размере 1000 рублей (статья 12.29 Кодекса "Об административных правонарушениях). Очень мало кто из велосипедистов - особенно тех, кто не имеет своего велика и берет его напрокат - имеет представление о сигналах, которые необходимо подавать при перестроении. Вытянутая в сторону правая рука - правый поворот, вытянутая левая - левый поворот. Поднятая вверх рука - остановка. Это самые простые жесты (на самом деле их больше), однако велонаездники чаще полагаются на наитие или везение, пересекая дорогу, как душеньке угодно (штраф 800 рублей, та же статья 12.29, часть 1). Если же по вине такого вот неграмотного велосипедиста произойдет ДТП, создавшее помехи движению других транспортных средств - штраф 1000 рублей (статья 12.30 КоАП). Это три. При желании число пунктов можно увеличить до бесконечности. Например, поговорить об ответственности родителей, выпускающих своих чад на велосипедах за пределы жилых зон (обозначены знаком 5.21). Или тех, кто садится за руль велосипеда, выпив пивка "для рывка"... Ну да ладно, здесь и сейчас - не будем. Речь о другом. Среди всех участников дорожного движения наибольшую нагрузку несут автомобилисты, загнанные штрафными санкциями и камерами фото-видео-фиксации нарушений в очень жесткие рамки. Мы - ну, большая часть нас - научились притормаживать перед "зеброй", пропускать всех и вся даже вне зоны пешеходного перехода и прочая, прочая, прочая. Мотоциклиста ты сначала догони и останови: большая часть камер в городе - фронтальные, а у байка номерной знак - сзади. Так что мотоциклисты - на втором месте. Прочие же - скутеристы, велосипедисты и - большая и лучшая часть человечества - пешеходы вообще никакой ответственности за свои поступки не несут. И это факт. Рейды по предотвращению перехода дороги в неположенном месте - фикция, показуха инспекторов ДПС для теле- и фотокамер. Я, например, проводя за рулем по четыре часа в день, ни разу не видел, чтобы инспектор ДПС реально остановил нарушителя-пешехода или нарушителя-велосипедиста. Хотя штрафы - а они солидные, см. выше - могли бы и бюджет пополнить, и со временем отбить тягу "нарушать". В 1988 году я, опаздывая на лекцию, перебежал Воздвиженку поверху. И тут же был остановлен постовым, который выписал мне квитанцию на один рубль. С тех пор я - "соблюдаю". Да, знаю: автомобиль - транспортное средство повышенной опасности, его владелец должен всем, кто не за рулем. Есть только одно "но". Вот вы - пешком или на велосипеде - вышли-выехали не глядя на проезжую часть в полной уверенности: вам ОБЯЗАНЫ уступить. А не уступили... И вот вы - на больничной койке (если обошлось). Примерно на три недели. Потом еще два месяца ковыляете с гипсом по квартире. Потом - еще месяца три - с костылем и полгода - с палочкой. То есть ваше минутное эго выбило вас из активной жизни почти на год. Вас утешит тот факт, что водителя лишат прав на год-полтора? И компенсация в 50 тысяч рублей. Не обольщайтесь: по суду больше не выбьете. Вот этот переход-переезд в неположенном месте реально того стоили? Сейчас идет борьба за безопасность дорожного движения. Управления ГИБДД МВД всех уровней свидетельствуют о снижении травматизма. Но пешеходы и велосипедисты - первые чаще, вторые реже - все так же попадают под колеса. И гибнут - первые чаще, вторые реже. И об этом говорят цифры. Так что до тех пор, пока за нарушение правил дорожного движения не начнут отвечать все его участники, борьба за безопасность останется обычной профанацией. ДРУГОЕ МНЕНИЕ Нас сбивают, и мы же виноваты Колонка нашего обозревателя Никиты Миронова Многим кажется, что ГИБДД – организация коммерческая. А суть бизнеса – извлечение максимальной прибыли с наименьшими издержками. Штрафовать автомобилистов проще всего. Вот машина с номером, вот ее водитель и куда ты, зайчик, денешься? А у велосипеда номера нет. И у роллера. А у пешехода может не быть паспорта и денег. В общем, - мороки много. Поэтому, мол, и не возятся. Вот никак трудящиеся не могут отделаться от этого ложного, без сомнения, убеждения! (далее..)