Вторая жизнь Долгого. В поселке навели порядок и установили карту для туристов
В Красноселькупском районе участники проекта «Вторая жизнь памятнику истории» навели порядок на территории сохранившихся объектов 503-й стройки в поселке Долгий. Акцию организовали на средства гранта, который в прошлом году на всероссийском форуме «Утро» выиграла автор проекта Анна Ковалёва, получившая 100 тыс. рублей его реализацию. В Долгий отправились двенадцать добровольцев, которые установили карту-проводник по местности и указатель для туристов, убрали территорию и покрасили беседку. Мешки с мусором вывезли на катере. Долгий был одним из небольших поселков, которые устраивали вдоль всей железной дороги Салехард - Игарка, которая должна была связать отдельные районы севера Сибири, богатые полезными ископаемыми. Засекреченная стройка имела два направления: № 501 - Обское и № 503 - Игарское. Долгий строили для вольнонаемных работников, администрации и заключенных лагеря, - сообщается на сайте Красноселькупского района. Здесь размещались административные учреждения, детский сад, автомастерская и баня. Лагпункт, находящийся возле разъезда Долгий, также был типичным сооружением 503-й стройки. Сейчас в Долгом остались заброшенный паровоз, фрагменты железнодорожных путей, руины депо и бараков, встречаются части паровозов, система речных причалов, захоронения заключенных. К 1953 году из запланированных 1300 километров построили около 700. Весной 1949 года трассу протянули по Красноярскому краю, к 1952-1953 годам строители должны были встретиться на берегах реки Пур, примерно посередине. К 1953 году открыли рабочее движение на участке Салехард - Надым и далее до 620 километра и на участке 970-1155 км между станциями Ермаково и Янов Стан, отсыпали земляное полотно на участке 620-640 км и 1400-1482 км. Через реку Обь действовала паромно-ледовая переправа, на реке Надым был низководный мост. В короткий срок на участке станции Таз построили 17,5 километра пути, депо, все население переехало в поселок Сидоровск. После смерти Сталина грандиозную стройку законсервировали, а затем прекратили кроме нескольких небольших участков.