Хронология европейских монотерактов
Атака в Барселоне была спланирована по уже знакомому сценарию так называемого "монотеракта", когда действует террорист-одиночка. В данном случае он находился за рулем автомобиля. Ранее такое уже бывало неоднократно — в Ницце, Лондоне, Берлине и не только.Это не бомба, и не автоматная очередь из тридцати выстрелов. Боевики вписали новый вид атаки в историю террора — таран автомобилем. И Барселона значится новой строчкой в этой страшной летописи. Атака в Барселоне до боли похожа на другие теракты в Европе. Лондон, 3 июня 2017 года. Белый фургон с тремя террористами давит пешеходов на Лондонском мосту. После этого — нападения в районе рынка Боро. Результат теракта – восемь погибших и 48 раненых. Фургон они взяли в аренду. Стокгольм, 7 апреля. Грузовик на большой скорости вылетает на перекресток двух пешеходных улиц, а затем едет еще полкилометра, прежде чем врезается в витрину торгового центра. Печальный итог — 15 пострадавших и пятеро погибших. Грузовик автор атаки угнал во время разгрузки возле одного из ресторанов. Лондон, 22 марта. 52-летний Халид Масуд выезжает на тротуар Вестминстерского моста и давит людей. Жертвами стали два человека, около четырех десятков пострадали. Машину он взял на прокат на севере Бирмингема. Берлин, 19 декабря минувшего года. Выходец из Туниса Анис Амри угоняет грузовик с прицепом. Его цель — рождественская ярмарка. По торговым рядам, полным покупателей, он успевает проехать 80 метров. В результате нападения 12 человек погибли, 48 пострадали. Ницца, 14 июля прошлого года, День взятия Бастилии. Мохаммед Бухлель давит педаль в пол, и его грузовик со скоростью 70 километров в час несется по знаменитой Английской набережной. Тогда под колесами тяжелой машины погибло 86 человек, еще 458 пострадали. 19-тонный грузовик Бухлель арендовал за три дня до атаки. Схема одна: тяжелый автомобиль, высокая скорость, узкий участок в людном месте, где людям сложно убежать или увернуться. Президент международной контртеррористической ассоциации Иосиф линдер подчеркивает: "Если подобный грузовик на большой скорости врезается в толпу людей, число погибших может исчисляться десятками, а число пострадавших может быть больше сотни. Здесь все зависит от плотности потока в конкретный момент и от того, успели ли люди среагировать". И предотвратить такой теракт заранее почти невозможно. Эксперты говорят, что если создателя бомбы есть шанс вычислить еще на стадии планировании, к примеру, по его покупкам составляющих для самодельного устройства через Интернет, а за владельцами оружия проследить через выдачи разрешений, то поставить на учет всех, кто арендует автомобили, нереально, не говоря уже об оперативной слежке за всеми угнанными машинами. Сейчас специалисты опасаются, что частота терактов в Европе только увеличится, и причина этого – миграционная политика. "Они не понимают, какое количество террористического рабочего материала пустили на свою территорию А главное — пустили организаторов, которые будят спящие ячейки. И они будут просыпаться. Пока — раз в полгода, а скоро будут раз в месяц, раз в неделю. И это очень большая проблема", — предостерегает первый заместитель председателя комитет Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Единственное, что на сегодня предлагают европейские эксперты в качестве борьбы с автомобильными таранами, это защита пешеходных зон с помощью бетонных блоков или выдвигающихся металлических столбов. Однако политологи предлагают этим не ограничиваться и обратить внимание на тюрьмы. Именно в камерах сегодня, по мнению европейских специалистов, готовят террористов. Политолог, специалист по исламу Жиль Кепель уверен: "Нужно понять, что наши тюрьмы стали самыми настоящими академиями для ИГИЛ [запрещена в РФ] и связанных с ним организаций. Все чаще бывает, что обычные преступники, которые попали за решетку даже за незначительные преступления, вступают в контакт с сетями исламистского терроризма, его идеологами и военным аппаратом именно во время тюремного заключения. Таким образом, они выходят из тюрьмы хуже, чем были раньше, становятся ходячими минами, готовыми атаковать". Действительно, зачем вербовщикам искать радикалов в Интернете, если для них уже всех собрали в одном месте? Нужно только попасть внутрь и найти подход. Добраться до Европы в общем потоке мигрантов проще простого, а там уже схема простая: вербовщик совершает преступление (это может быть кража или изнасилование), попадает в тюрьму и там уже начинает готовить будущих смертников среди преступников. И тогда трижды судимый Халид Масуд давит людей на Вестминстерском мосту, а отсидевший четыре года в тюрьме Анис Амри атакует Берлинскую ярмарку.