«Газпром» запасается на Тамбее
«Газпром» начинает официально ставить на баланс запасы трех месторождений Тамбейской группы, которые теперь считает одним гигантским месторождением с общим уровнем запасов около 6 трлн кубометров. По данным Минприроды, уже в сентябре из них могут быть подтверждены 3,7 трлн кубометров. Но монополии будет крайне быстро монетизировать эти ресурсы в текущей рыночной ситуации.
Подтвержденные запасы газа на Западно-Тамбейском, Северо-Тамбейском и Тасийском лицензионных участках «Газпрома», которые входят в Тамбейскую группу месторождений, могут вырасти. Как сообщил в Facebook глава Минприроды Сергей Донской, компания представила материалы на экспертизу в госкомиссию по запасам. «Если данные подтвердятся, можно говорить о приросте до 2,7 трлн кубометров газа по C1+C2 вместо 1,2 трлн кубометров на 2012 год»,— уточнил чиновник. По его словам, вместе с данными, которые компания еще не подавала в ГКЗ, прирост составит почти 3 трлн кубометров по категории С2 (подать их «Газпром» может в сентябре). Вместе с подтвержденными запасами это составит 3,7 трлн кубометров.
Как пояснял член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов, монополия сейчас рассматривает эти три участка как единое, Тамбейское, месторождение, так как у них по итогам геологоразведки обнаружились общие юрские нижние горизонты. Вышележащие неокомские залежи не связаны между собой. Новые данные получены по результатам сейсмики 3D в 2009–2011 годах, а также более ранних материалов, которые «Газпром» пересмотрел в 2016 году. Такое увеличение запасов ставит три участка Тамбейской группы в один ряд с такими гигантами, как Штокмановское (запасы порядка 4 трлн кубометров) и Бованенковское (запасы около 5 трлн кубометров) месторождения. При этом сам «Газпром» оценивает запасы группы (эти три участка плюс Малыгинское месторождение) в 6,7 трлн кубометров с учетом юрских отложений. Поставить их на баланс планируется в 2018–2019 годах.
Основной вопрос — куда направить газ с Тамбея. В последние 15 лет «Газпром» вложил триллионы рублей в создание нового добычного кластера на Ямале на базе Бованенково месторождения (120 млрд кубометров добычи в год при полном развитии) и системы газопроводов для доставки этого газа на европейский рынок. Учитывая планы по постепенному вводу близких Крузенштернского, Каменномысского-море, Семоковского, группы Парусовых месторождений, реальная потребность в газе Тамбея для трубопроводных поставок на запад может возникнуть в лучшем случае к середине 2030-х годов.
Другим вариантом является создание производства СПГ, в том числе в сотрудничестве с НОВАТЭКом, который в этом году собирается вводить первый завод в Сабетте на базе Южно-Тамбейского месторождения. «Газпром» несколько раз то подтверждал возможность сотрудничества, то опровергал ее. Пока же монополия планирует в ближайшие два года подумать о вариантах монетизации вместе с «Русгаздобычей» Артема Оболенского. СПГ-производство могло бы реализовать давнюю мечту «Газпрома» о статусе балансирующего поставщика на европейский и азиатский рынок. Сейчас монополия фактически привязана к европейскому рынку, и даже газопровод «Сила Сибири» в Китай не изменит ситуации. Он использует другую ресурсную базу, нежели для Европы, и в ближайшем будущем не будет соединен с Единой системой газоснабжения.
Валерий Нестеров из Sberbank CIB отмечает, что ресурсы Тамбея могут обеспечить добычу десятков миллиардов кубометров газа в год, но их монетизация — проблема, особенно в условиях резко обострившейся конкуренции на рынке газа: «Для внутреннего рынка и газохимии такие объемы не нужны, на мировом рынке как минимум в ближайшие годы будет избыток предложения». НОВАТЭК, который интересовался Тамбеем, не будет платить высокую цену. Крупный экспортный кластер по СПГ на Ямале можно было бы создать, добавляет эксперт, но также не в текущей рыночной ситуации.