Войти в почту

В Орле появится каршеринг

Речь идет о каршеринге. Машины со специальными опознавательными знаками стоят на улице без водителя. Клиент с помощью приложения арендует его и садится за руль. Счет за услугу оплачивает в электронном виде. Добравшись до места, выходит. Машина блокируется и ожидает следующего клиента. - В Москве каршеринг уже позиционируется как городской вид транспорта, меняя привычные стереотипы владения автомобилями, - говорит зампредседателя комитета по государственному строительству Орловского облсовета Александр Семкин. - Концепция создания таких транспортных сервисов - общемировой тренд. Практическая ценность для разработчиков и интеграторов решений заключается в том, что все услуги используют навигационные данные. По его словам, все больше горожан предпочитают не владеть автомобилем, а пользоваться им. Власти поддерживают такие проекты. Каршеринг позволяет разгрузить трафик. Люди оставляют личные авто в гараже. В результате транспортный поток снижается. В Европе "общим" автомобилям предоставляют бесплатную парковку и отводят полосы общественного транспорта. Подобное постепенно внедряют и в Москве. - Применение каршеринга сказывается на экологии мегаполисов, - считает начальник отдела организации дорожного движения минтранса РФ Дмитрий Осиповский. - Рост количества личных автомобилей ведет к увеличению числа аварий, загрязнению окружающей среды и многочасовым пробкам. Поэтому будущее городских систем именно за таким общественным транспортом. В Европе для каршеринга используют беспроводной Интернет. Поэтому случаются сбои в работе. В Орле же разработали систему управления через смартфон. Открыть дверь машины, завести двигатель и оплатить услугу можно с помощью мобильного приложения. Автомобили разрешено бронировать, и данный сервис набирает все большую популярность. Для этого надо открыть личный кабинет на сайте оператора. При бронировании в приложение и автомобиль передается зашифрованный ключ. Как только клиент войдет в радиус действия Bluetooth-сети машины, приложение подключится к ней. По завершении аренды ключ автоматически уничтожается. Еще одно удобство - каршеринг не требует заполнения бумаг и визита в офис. Все больше горожан предпочитают не владеть автомобилем, а пользоваться им время от времени Этот рынок вообще считается одним из самых перспективных. По оценкам экспертов, уже к 2019 году он будет насчитывать свыше 500 тысяч машин. В России рынок расширяется стремительно. Так, один из столичных операторов в 2016 году начал работу с 100 автомобилей, а к концу 2017 года планирует расширить автопарк до 1000. - Новая технология делает процесс управления арендой автомобиля быстрым и надежным, - поясняет гендиректор одного из резидентов кластера ГЛОНАСС Владислав Ронзин. - Она привлекает все больше клиентов. Кроме того, появился сервис Peer-to-peer. Установив оборудование и подключив его к интернет-платформе, автовладелец сможет зарабатывать на сдаче в аренду своего автомобиля. Пока этот сервис доступен только в Европе. На отечественном рынке Peer-to-peer еще нет, но его внедрение явно не за горами. В нашей стране работают уже пять операторов каршеринга. В 2016 году их услугами воспользовалось около 300 тысяч клиентов, а количество поездок превысило 1,2 миллиона. По подсчетам аналитиков, минута поездки в среднем обходится клиенту в 7,5 рубля. В традиционном такси в столице та же минута стоит 15 рублей, то есть вдвое дороже. В ЕС в пересчете на нашу валюту она обходится в среднем в 20,2 рубля, в Великобритании - в 24,9. Среднее время поездки в обычном такси составляет 25 минут, а на общих "авто" - 38. Сейчас на отечественном рынке работает 2800 "общих" автомобилей. Для сравнения: в Лондоне в системе каршеринга зарегистрировано 2800 машин, в Берлине - 2300, в Милане - 1510. В каждой стране модели автомобилей операторы оговаривают с властями. Те предъявляют жесткие требования к экологичности - экологический класс должен быть не ниже "Евро-4". Операторы в основном используют марки "Хендэ", "Шкода" и "Киа". Предельный возраст авто составляет один год. Более старые машины выпускать на трассы запрещено. Каждая из них оборудована системой GPS/ГЛОНАСС, а у оператора должен быть call-центр. На заре каршеринга серьезной проблемой была безопасность клиентов. "Общий" автомобиль может попасть в аварию. Кто заплатит за ущерб и лечение пострадавших? Недавно обязательным стало наличие полиса ОСАГО, и проблема отпала. Подобные проекты пока реализуются лишь частными компаниями без участия бюджетных средств. Развитие рынка это не сдерживает, хотя требуются немалые затраты на закупку и техобслуживание машин и оборудования. Впрочем, государство уже ищет варианты поддержки. - Существуют механизмы федерального и регионального субсидирования проектов участников кластеров, - говорит глава управления по развитию малого и среднего предпринимательства Дмитрий Рябцовский. - Орловская область попала в список регионов со льготными условиями софинансирования проектов центров кластерного развития. Это дает возможность резидентам кластеров максимально эффективно использовать субсидии под свои ключевые задачи. Бюджетные средства выделяют не конкретно на каршеринг, а резидентам кластеров. Они вкладывают их в разработку сервисов и продвижение на рынок. Конкуренция ужесточается, но отечественные компании ее не проигрывают. В этом году, например, орловскими технологиями заинтересовались в Германии и Сингапуре. Как отметили участники презентации, возможно, именно с Орла и начнется внедрение каршеринга в "нестоличных" регионах ЦФО. Это будет не лучшая новость для традиционных служб такси. "Авто на час", безусловно, потеснят их с рынка, хотя полностью пока и не одолеют. Не у каждого клиента имеются водительские права. Да и бывают ситуации, когда за руль садиться нельзя. Поэтому такси с шашечками в ближайшие годы с улиц не исчезнут.\ Кстати Компания MonGeo Connect провела социологическое исследование и выяснила, что 90 процентов клиентов отечественного каршеринга составляют мужчины. Такова же доля клиентов с высшим образованием, причем 15 процентов имеют два диплома и более. В ходе соцопроса 64 процента респондентов заявили, что у них есть собственные автомобили. Однако они предпочитают каршеринг. 32 процента клиентов готовы отказаться от личного авто и пользоваться только "общими" машинами.

В Орле появится каршеринг
© Российская Газета