Тень выборов
Что происходит в закулисье избирательной кампании. Личные впечатления бывшего главного федерального инспектора в Брянской области Николая Бурбыги До единого дня голосования, 10 сентября, осталось всего ничего -- меньше месяца. О ходе кампании исправно сообщают федеральные каналы, чиновники разного уровня отчитываются о поступательном движении процесса: прошел этап выдвижения кандидатов, заканчивается проверка документов, стартует активная фаза избирательной кампании... Этот размеренный ритм практически нигде не сбоит. А чего ему сбоить-то -- при зрелой демократии? Но вот в редакцию пришел человек. В прошлом наш коллега, журналист. Не простой, правда, а кадровый военный, дослужившийся до генерала, прошедший едва ли не все горячие точки, начиная с Афгана, имеющий государственные награды, возглавлявший целое управление в Министерстве обороны, а потом (уже на гражданке) 7 лет проработавший в должности главного федерального инспектора в Брянской области, заслуживший и на этом посту благодарность президента. И рассказывает этот человек дивную историю о том, как он решил поучаствовать в текущей избирательной кампании и что из этого получилось. "Огонек" эту историю записал Николай Бурбыга Скажу как на духу: в депутаты загодя не собирался, особых перспектив в такой карьере для себя не видел, но возникла ситуация и перед соблазном не устоял. А ситуация такая: стали поступать многочисленные звонки из Брянской области с просьбой поучаствовать в избирательной кампании -- от депутатства в Госдуме вроде как по собственному желанию отказался представитель "Единой России", возникла вакансия, судьба которой будет решена на едином дне голосования, 10 сентября. Главный манок: ЕР от выдвижения своего кандидата устранилась, "поляна" чистая, а вас, Николай Владимирович, в области помнят и ценят, за плечами работа в государевой структуре, в активе -- знание проблем территории и людей. Короче, включайтесь! Ну я и включился... Чтобы было понятно: Брянская область для меня в самом деле стала почти родной -- семь лет там проработал главным федеральным инспектором. Это серьезная аппаратная позиция, входящая в структуру полномочного представителя президента в федеральном округе. В данном случае -- Центральном. Функция полпреда и его людей в субъектах федерации -- "присмотр" за губернатором и всей вертикалью исполнительной власти. Так было задумано, когда этот управленческий инструмент создавался. Помню, был один из полпредов ЦФО. Когда пришел к нему на представление, он свою позицию во властной иерархии обозначил так: сначала господь бог, потом президент Дмитрий Анатольевич, а потом полпред. Я тогда рассмеялся в ответ, и это его задело. Но ведь в самом деле смешно: при таком раскладе получалось, я -- четвертый после всевышнего. Это лирика, впрочем, а практика состояла в том, что на такой позиции, как у меня была, знание реального состояния дел в регионе было действительно исключительным. Если честно, это порой тяготило: сюрпризов ведь на малых территориях не случается, все про всех известно, но поправить без отмашки сверху ничего нельзя -- сиди, собирай информацию, а уж когда и как она будет использована, не тебе решать. Дисциплина для меня, как военного человека, дело святое. Вот и сидел, собирал... Не скрою: сомнения в эффективности складывающейся системы управления территорией и вопросы к компетенции отвечающих за это подразделений наверху меня посещали. И чем дольше я работал в структуре, тем чаще. Порой возникало ощущение, что столичные кураторы живут в каком-то придуманном ими самими мире. Ну вот, например, звонит мне очень скромная по должности и очень юная годами девушка со Старой площади и спускает указание: собираюсь к вам тогда-то, к моему приезду соберите у себя руководителей региональных подразделений ФСБ, МВД и замов губернатора. Спрашиваю: зачем? Отвечает: ну, я им вопросы позадаю, послушаю, как там у них... Не шучу, так и говорит. Перезваниваю ее начальству, пересказываю разговор. И слышу: да, перегнула, конечно, но время пройдет -- научится. Какое время? Чему научится? Короче, дисциплина дисциплиной, а раздражение накапливалось. Прорвало в 2012-м, когда по истечении второго губернаторского срока глава области Николай Денин собрался на третий заход. Бывший директор птицефабрики в высокое кресло попал после смещения губернатора Лодкина -- выбор руководителей управления внутренней политики администрации президента остановился именно на нем. Чем он приглянулся тогда, в Брянске до сих пор гадают, но сел на должность, руководил. Уже первые контакты с чиновниками на прежнем месте работы заставляли полагать, что разговоры об "открытом мандате" -- это для особо доверчивых. Откровенно звучало: брянская "партия" уже расписана, решение принято Я приехал, когда он год уже был губернатором. Первое впечатление -- милейший человек, он мне говорит при встрече: вы мне подскажите, а как правильно -- квартАл или квАртал? При этом всю свою птицефабрику в администрацию области перетащил, бухгалтер фабрики, например, стал заместителем губернатора по финансам, заместителями оказались и другие соратники по бывшему месту работы. Возглавил, в общем, этот коллектив область. И рулил ею аж две каденции. В столице претензий к нему не было: принял все правила, которые существуют, усвоил взаимоотношения с центром, вертикаль держал. Но на земле-то все иначе выглядит и секретов нет. Словом, когда он мне сказал, что пойдет на третий срок, я честно его попытался отговорить: слишком много косяков, не ходи, кончится плохо. Он в ответ: все согласовано уже. Проверил: и в самом деле так, отмашка АП имеется. Тогда я написал докладную записку полпреду ЦФО Беглову: изложил свою точку зрения, факты и вывод -- если Денин останется губернатором, то неизбежно сядет. Потом был вызов в Москву. Разговор, увы, знакомый: решение принято, пересмотра не будет, о фигуранте все знаем. Я в ответ: зачем же брак в работе допускать, ведь мы через такой кадровый выбор и себя, и администрацию, и президента подставим. Кончилось так: мне настоятельно предложили из Брянской области переехать инспектором в Орловскую, Денин на выборы пошел и губернатором избрался, но спустя два года был отстранен, арестован и судим. Сидит и сейчас -- получил четыре года. У территории теперь новый губернатор, крупный картофелевод в прошлом, в администрации области по традиции -- теперь уже его соратники по овощной отрасли, а за прокол с Дениным не ответил никто: полпред прежний, а куратор внутренней политики и вовсе пошел на повышение. Ну так вот. На фоне всех этих декораций и открылась думская вакансия в Брянской области. Мои резоны выстроились так: учитывая, что безусловный "политический лом" в лице ЕР на позицию не претендует, принимая во внимание, что куратор внутренней политики в АП с недавних пор другой и есть надежда, что "стиль и почерк" админресурса может измениться, почему бы не попытать судьбу? Тем более что регион знаком, связи остались, да и люди зовут поучаствовать в кампании. Параллельно, впрочем, выстраивались и сомнения: уже первые контакты с чиновниками на прежнем месте работы заставляли полагать, что разговоры об "открытом мандате" -- это для особо доверчивых. И чем ниже был уровень моих "консультантов", тем откровеннее звучало: Брянская "партия" уже расписана, решение принято, смысла в попытке сыграть на этом поле -- никакого. Но я уже увлекся "проектом", прозрачных намеков не ловил, советов не слушал, заявление на участие в местный избирком подал, став одним из 12 соискателей думской вакансии по Брянскому одномандатному избирательному округу N 77. На избавление от иллюзий ушло всего ничего -- пара недель. За это время мне объяснили, "на каком свете мы живем": рассказали массу интересного о новом депутате ГД от Брянской области, за которого голосование еще только предстоит через месяц; посвятили в формулу "размен мандатами" в межпартийных отношениях; и даже рассказали о том, что Александр Хинштейн будет работать пресс-секретарем Росгвардии аж до следующих думских выборов -- типа, зря он в этот раз прицеливался на Брянск. Вся эта информация стекалась без особого труда, сама собой: и про приезд в область задолго до всяких избирательных баталий высоких столичных чинов с директивами, и про "проводку" по высоким областным кабинетам "санкционированной кандидатуры". И даже про воспрянувшие надежды брянского клуба "Динамо", которому наконец-то обещан крутой спонсор (чуть ли не из списка Forbes). За это время я успел открыть избирательный счет в банке, отпечатать листовки для сбора подписей (как самовыдвиженец) и даже собрать за 10 дней не 15 положенных, а 17 с хвостиком тысяч рекомендаций граждан в мою поддержку (мне помогало в этом, честно скажу, местное отделение КПРФ). К слову, видный борец за патриотические идеалы Николай Стариков, тоже пытавшийся штурмовать "брянский мандат", местными ресурсами пренебрег, положившись на завезенных в область из далеких краев сборщиков подписей. Итог: теперь ему предстоит отмываться от малопочетного титула "кандидата от покойников" -- в его списках избирком обнаружил солидную долю мертвых (не фигурально -- реально) душ. А я в избирком собранные документы не понес: мне наглядно показали, на чем мои списки могут споткнуться, и за эту четкую консультацию я очень признателен авторитетным экспертам. Могут сказать: сдрейфил. Не соглашусь: сэкономил время и деньги. Но не эмоции. Если принять за основу, что в капле воды отражается весь океан, и учесть, что население Брянской области -- это примерно 1 процент от общероссийского, то в "брянской капле" можно угадать ряд тревожных перспектив. Прежде всего разговор о неизбежной девальвации доверия граждан к институтам власти: ведь если все заранее известно (в Брянске, поверьте, кулуарные тайны не держатся), то к чему вся эта многозначительная суета вокруг выборов, кандидатов, штабов, программ? Если сложившаяся в регионе административная система ориентирована только на исполнение директив и игнорирует положение дел "на земле", то не ведет ли это к профанации управления как такового -- ведь при такой конфигурации принимаемые решения опираются не на реальную картину мира, а на фантом, созданный аппаратной машиной? И как быть с неизбывным во все времена тезисом о необходимости нести ответственность за принимаемые решения (за брянские кадровые просчеты былых лет, напомню, никто не наказан)? Предвижу, мне на все вышесказанное ответят через губу: с дистанции сошел, обиду вымещает, мстит... С чем-то даже соглашусь: и с дистанции сошел, и обидно. Но вот месть -- это не про это. За семь лет работы в области на приеме у меня около 7 тысяч человек побывало, каждый со своей болью, жалобами. Так что я знаю, чем живут в регионе люди, какие настроения. Знаю и то, как административная машина работает, там подневольные трудятся, им сказано "исполнить", они исполнят. Так вот, если все оставить как есть, "низы и верхи" окончательно разойдутся. Я меньше всего хотел бы выглядеть каким-то заправским критиканом или оппозиционером, вся моя служба и в армии, и на гражданке была "системной". Но как быть, если понимаешь, что эта самая система либо скверно настроена, либо за ней пригляда нет и она уже рулит как бы сама по себе? Сколько за последние пару лет губернаторов и представителей региональной номенклатуры пошло под суд? Много. А кто спросил с тех, кто их назначал туда? Кто их рекомендовал и лоббировал эти кандидатуры? Вот кто-нибудь спросил? Я искренне восхищаюсь Сергеем Лавровым -- тем, как он борется за внешнеполитические интересы нашей страны. Но когда я сталкиваюсь со "спецификой" нашей внутренней политики... Понимаю: лояльность важна, но ведь не только она одна. А у нас отстроен механизм как в штрафбате: делай как сказано, сомневаешься -- враг, мир вокруг двухцветный, свой-чужой, все очень жестко заточено. Я уже выпал из этого гнезда, так скажем. Так что могу говорить без опасения кого-то, кроме себя, подвести: в 90-е годы внаглую продавали должности, и это было недопустимо, но сегодня столь же недопустимо их кулуарно распределять. Это развращает власть, это вызывает раздражение у людей. И не замечать этого больше нельзя. Если мы не начнем с населением честно работать, то не удержимся,-- вот что я хотел донести. В 90-е годы внаглую продавали должности, и это было недопустимо, но сегодня столь же недопустимо их кулуарно распределять. Это развращает власть, это вызывает раздражение у людей. И не замечать этого больше нельзя А то, что не стал депутатом,-- это, наверное, к лучшему... "Огонек" попросил Центризбирком ответить на вопрос, позволяет ли нынешняя законодательная система избежать злоупотреблений по части использования административного ресурса региональными властями? К сожалению, на момент сдачи номера обещанного комментария так и не поступило, но озабоченность ЦИКа этой проблемой по итогам прошедшего год назад единого дня голосования известна: комиссия фиксировала нарушения и даже обращалась в Генпрокуратуру в связи с "беззастенчивым использованием" административного ресурса. Всего в ходе предвыборной кампании -- 2016 было подано около 200 жалоб именно по этому поводу, а глава ЦИКа перечислила 13 регионов, в которых административный ресурс применялся особенно активно: Алтайский и Краснодарский края, Самарская, Московская, Нижегородская, Курская, Брянская, Новосибирская области, Карачаево-Черкесия, Якутия, Башкирия, Марий-Эл, Бурятия. Новый список ждем после 10 сентября?