Тренеры детских баскетбольных школ Москвы – о главных проблемах в работе
В баскетбольных кругах не утихают разговоры о том, что ситуация с детско-юношеским спортом в России находится в плачевной состоянии. Об этом в недавнем интервью говорил и единственный российский игрок НБА Тимофей Мозгов. Львиная доля финансирования идёт на профессиональный спорт, так как именно он приносит доход. Так что подобное распределение средств неудивительно. При помощи тренеров попробуем разобраться, как обстоят дела с профессиональными баскетбольными школами в Москве. ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Трудовые резервы» Департамента спорта и туризма Москвы» Стоимость: бесплатно Как попасть: нужно записаться на просмотр. Если ребёнок подходит по физическим и техническим данным для игры в баскетбол, его зачисляют в школу. Тренер школы — Александр Анисимов – Как вы поняли, что хотите тренировать детей? – Когда я понял, что карьера баскетболиста меня не ждёт, то решил, что хочу реализовать себя пусть не как игрок, но как тренер. Я закончил Российский Государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи, спорта и туризма (РГУФКСМиТ) и стал искать место в спортшколе. Амбиций у меня было много, хотелось сразу получить команду детей, учиться вместе с ними, набираться опыта. В больших спортшколах Москвы молодым тренерам не доверяют команды, они занимаются только набором детей. «Трудовые Резервы» – небольшая спортшкола, достижений у нас пока не очень много. Зато всего спустя полгода работы мне доверили команду мальчиков, с которой я до сих пор работаю. – С какими главными трудностями в работе пришлось столкнуться? – К сожалению, мы живём во время, когда дети перестают гулять во дворах. Они всё больше погружены в мобильные телефоны и планшеты. В результате очень тяжело найти реально спортивных ребят, которые подойдут профильной школе. Еще дети чересчур перегружены в общеобразовательных школах, в результате они не могут посещать каждую тренировку, а это негативно сказывается на процессе спортивной подготовки. – Что, на ваш взгляд, необходимо улучшить в детском спорте? – Конечно же, нужно увеличить зарплаты детских тренеров. Сейчас мы зависим от количества человек в группе. Сколько детей я набрал, столько и получаю. В итоге, тренеру приходится гнаться за количеством детей, что значительно снижает эффективность тренировок, потому что не всегда удаётся уделить каждому ребёнку достаточное количество внимания, нет возможности работать индивидуально. В Москве зарплаты детских баскетбольных тренеров ещё сравнительно высокие. В регионах всё держится на энтузиазме местных специалистов. – Насколько велик интерес к баскетболу у подрастающего поколения? – Довольно высок, но многое зависит от того, заинтересует ли тренер ребенка. Интерес к футболу, конечно, у нас в стране больше, но у баскетбола свои преимущества. Это самая динамичная игра. И это самый умный вид спорта, в наш спорт приходят только мыслящие ребята, не зря баскетбол называют шахматами с мячом. – Каков процент учеников, которые добиваются профессиональных успехов? – Каждому тренеру хочется иметь воспитанника, который бы заиграл на высоком уровне. На мой взгляд, в женском баскетболе легче пробиться, просто потому что процент занимающихся мальчиков в баскетболе больше. Но всё зависит исключительно от желания, работоспособности и таланта ребёнка. Ни для кого двери в профессиональный спорт не закрыты. Процент мог бы быть выше, если бы детских тренеров, молодых специалистов стимулировали зарплатами, премиями, чтобы спортшколы поддерживали тренеров, а не зажимали в рамки в погоне за количеством детей, а не за качеством их подготовки. ГБУ Спортивная школа олимпийского резерва № 49 «Тринта» имени Ю.А. Равинского Стоимость: бесплатно/платно Как попасть: абитуриент проходит индивидуальный отбор (просмотровый сбор). Зачисление происходит по результатам экзаменов. Для тех кто не прошел отбор занятия могут осуществляться на платной основе. Требования: соответствие возрастно-ростовым показателям. Мальчиков принимают с 9 до 12 лет, девочек с 9 до 13 лет. Минимальный рост для самых юных поступающих мальчиков 146-153 см, для девочек — 150-156 см. Самым старшим юношам необходимо быть не ниже 171-178 см, девушкам — 176-183 см. Выпускники: Сергей Карасев, Никита Кубанов, Сергей Быков, Дмитрий Шакулин и другие Тренер Александр Морозов – Как вы пришли к профессии детского тренера ? – Я поиграл в двух профессиональных клубах, попал в сборную в 20 лет, но был вынужден закончить карьеру в 22 года. Работа тренером была единственным способом остаться в баскетболе. – С какими трудностями вы столкнулись? – Изначально было очень тяжело. Но потом я понял, что работа с детьми возвращает меня во времена беззаботности, легкости и свободы. Мне нравится работать с детьми, делать их лучше. Каждый ребенок уникален. Работа детского тренера – это искусство, где важно понимать, как правильно донести информацию. Сохранить внимание одновременно 40 детей очень непросто: один валяется на полу, другой отвернулся, третий уже лезет на канат в зале. – Что, на ваш взгляд, необходимо улучшить в детском спорте? – Я бы поменял всю детскую систему обучения. Детский спорт – фундамент профессионального. Я хочу показать, что выбранное дело должно приносить удовольствие. Тренировки – это не муки и страдания. Мысли должны быть в гармонии с телом, и тогда вас ждут высокие результаты. – Интерес к баскетболу среди детей велик? – Всё зависит от среды, и в первую очередь от родителей и тренеров. Если ребёнку комфортно на площадке, он чувствует поддержку, то ему скорее всего будет интересно. Важно, чтобы баскетбол был интересен ребенку, а не его родителям, которые привели его за руку. Нужно популяризировать баскетбол, рекламировать его по телевизору и в социальных сетях. Надо открывать больше спортивных школ, строить качественные залы, создавать условия для молодых тренеров. И тогда интерес у детей вырастет в несколько раз. – Каков процент учеников, которые добиваются профессиональных успехов? – Процент ничтожно низкий. В спортивных детских школах из 200-500 человек «большими» игроками становятся в лучшем случае 3 человека. Люди впахивают 10 лет, надеются на что-то, а в итоге вынуждены закончить свою карьеру. Конечно, не всем дано играть в баскетбол, но я считаю, что школы, считающие себя лучшими в стране, могут давать другой результат. «Спортивная школа олимпийского резерва № 56» Департамента спорта и туризма города Москвы Стоимость: бесплатно Как попасть: на базе общеобразовательной школы можно записаться в секцию баскетбола. Там тренеры отбирают наиболее перспективных детей, которых приглашают на просмотр в спортшколу. Выпускники: Дмитрий Хвостов, Иван Лазарев, Татьяна Видмер и другие Тренер Фёдор Юрку – Почему вы выбрали именно эту профессию? – Я с детства играю в баскетбол, поэтому после окончания спортивной карьеры стать тренером было моей единственной перспективой. Наверное, для каждого тренера любовь к профессии связана с отдачей детей. Когда ты вкладываешь в учеников много усилий и времени и видишь результаты, которые они показывают, это даёт желание работать дальше. – С какими трудностями столкнулись? Что, на ваш взгляд, нужно улучшить в детском спорте ? – Самое сложное в обучении детей – не столько привить им технические навыки, но скорее воспитать стойкость и дисциплинированность. На мой взгляд, государство уделяет большое внимание детскому спорту. В России множество спортивных школ, это создает конкуренцию на рынке, а значит повышает качество оказываемой услуги. Чаще всего сложности связаны с родителями, которые чрезмерно опекают детей. Или, сами не став великими спортсменами, воплощают свои мечты в детях. А это травмирует ребенка. – Интерес к баскетболу среди детей велик? – Интерес нужно прививать, а это зависит от родителей и тренера. – Какова вероятность, что из вашего ученика вырастет профессиональный спортсмен? – Профессиональными спортсменами становятся далеко не все. Группа в спортивной школе составляет 20-30 человек, из них в лучшем случае трое идут в профессиональный спорт. В первую очередь имеет значение желание самого ребёнка и его родителей, и уже дальше важен талант.