Эксперт: идею скоростного трамвая похоронили эстонские власти
ТАЛЛИНН, 10 авг — Sputnik, Денис Пастухов. Поделился главный инженер проекта скоростного трамвая и своими мыслями по улучшению инфраструктуры в эстонской столице — например, переносе таллиннского аэропорта и эстонских казино в другое место. - Когда был создан генеральный план, и какое вы к нему имели отношение? — Генеральный план Таллинна, который рассчитывался на 25 лет и более, начал разрабатываться еще в 60-е годы прошлого столетия и был утвержден в 1971 году. В этом документе намечалось строительство жилых районов Мустамяэ, Вяйке-Ыйсмяэ и Ласнамяэ (тогда ведь их еще не было), планировалось размещение промышленных и культурно-общественных территорий и всех видов городской инфраструктуры, включая раздел о городском транспорте, автором которого мне и довелось стать. - Что предполагалось осуществить в нашей столице? — В генплане было озвучена будущая численность населения города — 500 тысяч человек (по состоянию на 1 марта 2017 года, в Таллинне проживало 444 215 человек — Ред.), а уровень автомобилизации составлял бы 300-400 автомашин на 1000 жителей. Так как город вытянут на 30 километров вдоль берега моря, выдвигались требования по сокращению затрат времени на передвижение и повышению конкурентоспособности общественного транспорта по сравнению с легковым и индивидуальным. Во всех европейских столицах эту проблему решали путем создания скоростного рельсового транспорта: к примеру, в Хельсинки и Стокгольме в те годы уже существовал метрополитен. В Таллинне же планировался скоростной трамвай. - А в чем его отличие от метрополитена? Большая часть трамвайных линий размещалась бы на поверхности земли или в неглубоком заложении. Такой трамвай двигался бы со скоростью поездов метро, но стоил бы дешевле. Шел бы он по Лаагна теэ (называемой в народе "Канавой"), потом через улицу Тюрнпу попадал бы на Тартуское шоссе, где уже размещался бы неглубоко под землей — в открытом грунте. Затем, пройдя через центр города, "выныривал" бы в районе Мустамяэ, дальше уже по Таммсааре теэ и заканчивал бы свой маршрут, например, в районе Палдиского шоссе. При желании его можно было бы и продлить. - Лаагна теэ была построена для трамвая? — Да, строительство Лаагна теэ действительно осуществлялось с таким расчетом, что по ней пустят скоростной трамвай. В качестве рационального решения для создания дороги было принято прорубить в известняковой скале выемку длиной семь километров, и эта дорога в нынешнее время полностью соответствует своей первоначальной планировке. Споры велись лишь касательно того, какой ширины должна быть эта выемка: 5-10 метров, что достаточно для трамвая, или 30 метров (как сейчас) — с учетом размещения магистрали автомобильного движения. Не воплотили в жизнь лишь насаждение вьющихся растений (типа дикого винограда) по бокам выемки, которые смотрелись бы красиво и предотвращали эрозию скалы. Таллиннский район Ласнамяэ - Почему не получилось осуществить задуманное? — Проект был "долгоиграющим", и когда в 1991 году сменилась власть, то почти от всех идей прошлого начали отказываться. Переименование улиц как отречение от советского наследия (Октообри теэ, Октябрьская дорога в честь Октябрьской революции 1917 года, к примеру, была названа Лаагна теэ). Но были и болезненные поступки: например, загублено создание планировавшейся скоростной автомагистрали Лаагна теэ — Ярвевана теэ — Таммсааре теэ — Раннамыйза теэ. Для нее на Таммсааре теэ еще с 70-х годов был оставлен специальный участок (там, где раньше был ряд гаражей), который, с легкой руки новых руководителей и конкретно Хайна Кару, начал застраиваться. По этой причине (к настоящему времени там появилась не только бензозаправка, но и куча торговых центров, а также установлены светофоры для движения пешеходов) теперь создание на Таммсааре теэ скоростной автодороги невозможно. Я как инженер вижу последнюю возможность — направить автопоток по Рахумяэ теэ, иначе от автомобильных пробок на Таммсааре теэ избавиться никогда не удастся. Не решит проблему и создание новой дорожной развязки в Хааберсти, потому что это ликвидирует заторы только там. Проект развязки Хааберсти Так же и со скоростным трамваем — подземные парковки на Тартуском шоссе и плотная застройка не позволят такому виду транспорта пройти по нему. Понятно, что никто не даст снести, например, универмаг Stockmann. - А если копнуть поглубже и сделать именно метро? — На том же участке Тартуского шоссе верхний слой — это так называемый плывун (в свое время мы заказывали геологическую экспертизу). Поэтому "копнуть" для создания метрополитена нужно действительно глубоко. Во-первых, это затратно. В Санкт-Петербурге в свое время хотели сделать метро подешевле, не на очень большой глубине, но, после ряда затоплений, пришлось раскошелиться и уйти намного ниже. В связи с этим метро в Питере очень глубокое. Во-вторых, учтите, что Санкт-Петербург не Таллинн, там другие расстояния: если люди из города на Неве готовы потратить десять минут на поездку на эскалаторе, чтобы потом быстрее добраться до пункта назначения, то таллиннцы столько времени терять не захотят, а предпочтут наземный транспорт. - А можно ли пустить скоростной трамвай только по Лаагна теэ? — Нет, в этом не вижу необходимости. А вот пустить обычный трамвай было бы вполне разумным решением — вместо дурацкой затеи пускать его в аэропорт. Посудите сами, крупнейший жилой район с огромным потоком людей, которые ежедневно ездят на работу и домой. Путешествуем же самолетом мы намного реже, а для поездки в аэропорт предпочитаем личный транспорт. К тому же прекрасно справляются с пассажиропотоком и городские автобусы. А в "Канаве" все готово для трамвая, просто клади рельсы — и запускай. - То есть пустить те же самые новые трамваи? — Считаю, что это еще один просчет руководителей Таллинна. По моему мнению, закупленные испанские трамваи не вписываются своим внешним видом в облик города, к тому же противно гудят. Чешские трамваи намного предпочтительнее, и я рад, что их планируется реновировать и вновь долгое время эксплуатировать. - Есть ли у вас еще идеи относительно того, что можно изменить в инфраструктуре столицы? — Где-то в архивах лежит мой одобренный план о переносе аэропорта. Как известно, плюс его нынешнего месторасположения только один — близость к городу. Но то, что самолеты шумят, пролетают в непосредственной близости от жилых районов, а также над озером с питьевой водой, куда идут выбросы от сжигаемого топлива, — это нехорошо. Поэтому я и предлагал, чтобы аэропорт располагался на острове Найссаар. Над морем самолеты никому не мешали бы, а добираться от Найссара до центра города на водном транспорте без пробок было бы довольно легко и быстро. А на другом острове, Аэгна к примеру, можно было бы создать эстонский Лас-Вегас, перенести все казино туда. Государство получало бы серьезный доход. А деловой центр Таллинна наши архитекторы хотели расположить за озером Харку — тогда небоскребы с отелями и банками не портили бы красоту центральной части столицы. - Какое чувство вы испытываете из-за того, что ваши проекты не были воплощены? — Безусловно, огромное сожаление. Власть должна ценить время человека. Это как с супермаркетами: я бы законодательно ввел правило — если стоишь в очереди больше, к примеру, пяти минут, то магазин штрафуется на определенную сумму (которая вычиталась бы из чека). Это было бы своего рода моральной компенсацией. В случае же с транспортом речь часто идет не о минутах, а о часах, и это приводит к бесполезной трате человеком своей жизни — и так достаточно короткой. И то, что правильные идеи были "оставлены на полке", это на самом деле очень печально.