Диски застыли
Завод по производству литых колесных дисков группы K&K остался без алюминия Руководство крупнейшего в России завода по производству литых колесных дисков ООО «Кик» приготовилось к снижению объемов производства. Причиной, по данным компании, стало прекращение поставок алюминия «Русалом». В ГК «K&K», в которую входит завод, это связывают с недавним приобретением «Русалом» другого красноярского производителя колесных дисков — ООО «Литейно-механический завод СКАД». В «Русале» прекращение сотрудничества с K&K не подтверждают. Аналитики не исключают, что «Русал», развивая собственное производство готовой алюминиевой продукции на заводе «Скад», может сократить поставки конкурентам. В обращении к трудовому коллективу красноярского завода колесных дисков ООО «Кик» (текст есть в распоряжении редакции „Ъ“) гендиректор ГК «K&K», в которую входит завод, Сергей Куклин сообщил, что «Русал» «без какого-либо предупреждения прекратил поставку алюминия» для предприятия. Такими действиями, говорится в обращении, поставщик алюминия «оставил российских потребителей без дисков отечественного производства и 1,5 тыс. человек без работы». По мнению господина Куклина, после приобретения ООО «ЛМЗ „Скад“» у «Русала» появилась перспектива выхода на рынок автомобильных дисков, мировой объем которого составляет 300 млн шт. в год. «Русал», как ранее сообщал „Ъ“, получил контроль над «Скадом» (66%) в апреле 2017 года. Еще 23,3%, по данным «СПАРК-Интерфакс», остались за Идрисом Закриевым, который ранее был единственным собственником завода, 10% в компании принадлежит совладельцу ООО «МКМ-логистика» (Москва) Алексею Громову. Совместное советско-германское предприятие «КиК» было создано в 1991 году на базе Красноярского металлургического завода (КраМЗ) и немецкой фирмы «Комос». В регионе оно стало одним из крупнейших международных проектов того времени. Площадь завода — около 20 тыс. кв. м. В прошлом году завод произвел около 3 млн колес, на что потребовалось более 20 тыс. т алюминия, объем выпуска продукции составил 4,86 млрд руб. На долю K&K, по собственной оценке группы, приходится 80% российского рынка литых дисков. Сергей Куклин сообщил, что «к сложившейся ситуации в группе готовились, но не ожидали, что это произойдет так быстро». Тем не менее, заверил он работников, у компании есть возможность продолжить выпуск продукции, хотя и в меньшем объеме. По его оценкам, восстановить прежние объемы предприятие сможет к январю 2018 года. Каким образом будет решена возникшая проблема и насколько сократится производство, Сергей Куклин не сообщил. Юрист K&K Иван Иванов пояснил „Ъ“, что поставки алюминия были остановлены буквально несколько дней назад. Он не исключил, что для обеспечения завода алюминием металл придется импортировать. В дирекции по связям с общественностью ОК «Русал» сообщили, что «Русал» взаимодействует с K&K в рамках действующего договора, «ни один из его пунктов не нарушается». Источник в «КиК» рассказал „Ъ“, что поставки были блокированы головной компанией «Русала», которая не согласовала КрАЗу поставки металла для завода. Директор ООО «Кик» Сергей Мельников пояснил „Ъ“, что затраты на металл составляют около 70% в себестоимости дисков. Если производство на заводе K&K полностью остановится, на российском рынке литых дисков возникнет дефицит, не исключает он. «В России выпускается около 5 млн дисков, из которых только на „ЛМЗ „Скад“ производится около 1 млн, других крупных производств нет, а импорт в последнее время сильно подорожал»,— говорит Сергей Мельников. По мнению эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, «Русал» реализует стратегию увеличения доли выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью: «В этом контексте покупка ООО „ЛМЗ „Скад“ и переориентация поставок алюминия на собственное предприятие выглядит вполне логично». Получая металл напрямую с КрАЗа, завод «Скад» сможет сэкономить за счет внутрикорпоративных цен, отмечает эксперт. «Это может создать преимущество для ООО „ЛМЗ „Скад“ и проблемы для ООО „Кик“, особенно, если „Русал“ вовсе прекратит поставки металла для колес K&K»,— считает аналитик. По его оценке, даже если K&K договорится о поставках металла из Казахстана или Китая, то транспортные издержки составят значительную долю в этой покупке. Игорь Лавренков, Кемерово