Google открыл окно выбора
Google начал предоставлять возможность продвижения альтернативным поисковикам, как требует мировое соглашение с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В браузере Chrome на Android появилось окно выбора поиска, где пользователи могут решить, какой поисковик использовать по умолчанию — «Яндекс», Google или Mail.ru. При таких условиях «Яндекс» уже осенью может захватить до половины рынка мобильного поиска, считают эксперты.
Google в России начал предлагать в браузере Chrome поисковик на выбор. В списке — «Яндекс», Google и Mail.ru. «Вы всегда можете выбрать другую поисковую систему в настройках»,— говорится в сообщении браузера. Таким образом, компания начала выполнять одно из ключевых условий мирового соглашения, заключенного 17 апреля 2017 года с ФАС. «В соответствии с договоренностями с “Яндексом” и соглашением с ФАС мы создали новую возможность для продвижения сервисов поисковых систем в приложении Chrome на устройствах Android»,— подтвердили “Ъ” в российском офисе Google. Новая версия браузера с окном выбора вышла на днях, поэтому пока его видят лишь около 1% пользователей, оценивает собеседник “Ъ” в крупной интернет-компании.
«Это большая новость: у российских пользователей наконец появился выбор»,— радуется руководитель «Яндекс.Поиска» Андрей Стыскин. В компании считают, что увидеть полную картину можно будет не ранее сентября. «Поскольку основной части пользователей окно выбора будет предложено позднее, делать выводы об изменении доли поисковиков пока рано»,— отмечает господин Стыскин. Он подчеркивает, что поиск «Яндекса» уже выбирают больше половины россиян на всех устройствах: мобильных, компьютерах и планшетах. В Mail.ru Group не стали комментировать новую функцию Google Chrome.
По данным LiveInternet, в июле 2017 года доля «Яндекса» на российском рынке поиска составила 51%, Google — 44%, поиска Mail.ru — 4,4%. В мобильном поиске Google уверенно лидирует с долей 63,9%, тогда как у «Яндекса» — 35%. Возможность выбора изменит расклад сил на российском рынке поиска, согласны опрошенные “Ъ” эксперты. Мобильные устройства на Android доминируют в России — смартфоны на ее базе занимают 80% рынка, поэтому решение ФАС — большая возможность для «Яндекса», считают аналитики Sberbank CIB. По их оценке, осенью доля «Яндекса» в мобильном поиске в России может достигнуть 50%. Сейчас доля «Яндекса» в Chrome — 20%, а этот браузер использует половина пользователей Android, следует из отчета Sberbank CIB. «Основная причина, по которой доля “Яндекса” в Chrome настолько низка, в том, что Google является поисковиком по умолчанию и пользователь должен быть технологически продвинутым и поклонником “Яндекса”, чтобы изменить это в настройках»,— констатируют аналитики. «Российские мобильные пользователи склонны использовать поисковую систему по умолчанию, только 24% из них меняют ее в настройках браузера»,— рассуждает старший аналитик Sberbank CIB Светлана Суханова.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин консервативнее в прогнозах. «Доля мобильных запросов — около 40%, но она постоянно растет. Если к концу года выбор будет доступен половине пользователей, доля “Яндекса” может увеличиться на 1–2 п. п. Дальше она останется примерно на том же уровне за счет того, что рост доли мобильных запросов будет расти, а доля “Яндекса” там останется в среднем ниже, чем на десктопе»,— считает он.