Госдума нашла юридическую поддержку в ФСБ
Правовое управление нижней палаты сменит руководителя Правовое управление Госдумы покидает его руководитель Михаил Деменков. В аппарате нижней палаты он работает с 1994 года. При нем управление часто критиковало резонансные законопроекты, в том числе те, которые в шестом созыве вносились в Думу при поддержке внутриполитического блока Кремля (им тогда руководил нынешний спикер Вячеслав Володин). В Госдуме “Ъ” сказали, что именно благодаря позиции думских правовиков «многие законопроекты становились достойными законами». О том, что начальник думского правового управления Михаил Деменков покидает свою должность, сегодня сообщила газета «Ведомости». Его место займет первый заместитель начальника договорно-правового управления ФСБ Екатерина Горбачева. По сведениям “Ъ”, госпожа Горбачева была не главным претендентом на должность, но до нее несколько человек от предложения отказались. Как утверждают «Ведомости», Михаил Деменков сам «просился уйти», при этом он станет советником спикера Госдумы Вячеслава Володина. Источники “Ъ” в аппарате Госдумы практически с самого начала созыва предполагали, что господин Деменков не сработается с новым руководством. Отметим, что правовое управление под руководством Михаила Деменкова довольно часто критиковало внесенные в Думу резонансные проекты. Многие из них были подготовлены при поддержке внутриполитического блока Кремля, которым руководил с конца 2011 года и до перехода в Госдуму осенью 2017 года Вячеслав Володин. Например, разгромное заключение на пяти листах было подготовлено на так называемый антитеррористический пакет Ирины Яровой (тогда глава думского комитета по безопасности) и сенатора Виктора Озерова. Тогда юристы, в частности, указали на то, что предлагаемое наказание за пособничество терроризму строже, чем за совершение подобного преступления (см. “Ъ” от 13 мая 2016 года). Критическое заключение было подготовлено и на поправки в закон «Об информации», получившие название «право на забвение»: в нем указывалось на нарушение конституционных прав граждан свободно передавать, производить и искать информацию любым законным способом и на возможное ухудшение качества поиска (см. “Ъ” от 1 июля 2015 года). Выступали думские юристы и против законопроекта, который ввел уголовную ответственность для руководителей нежелательных в РФ иностранных и международных неправительственных организаций. Тогда в своем отзыве они отмечали, что меры уголовно-правового характера «должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления» (см. “Ъ” от 15 мая 2015 года). При ужесточении наказания за нарушения законодательства о митингах, правовики указывали, что проект устанавливает значительный разрыв между минимальным и максимальным размером штрафных санкций. Были замечания у них и по закону, вводящему уголовную ответственность за оправдание нацизма и распространение ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны (соавтором законопроекта, внесенного еще в 2009 году, был Вячеслав Володин). Правовики отмечали, что вводимое наказание по ст. 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма) уже установлена в ст. 214 УК РФ (вандализм) и ч. 2 ст. 244 (надругательство над местами захоронения). Депутаты эти замечания зачастую игнорировали. При рассмотрении проекта об оправдании нацизма, Ирина Яровая говорила “Ъ”, что «замечания — это стандартная процедура, а у парламента есть право вносить или не вносить поправки». Уже в Госдуме седьмого созыва правовое управление критиковало, к примеру, внесенный депутатами-единороссами Сергеем Боярским и Дмитрием Альшевских законопроект, предполагавший регулирование социальных сетей (см. “Ъ” от 20 июля). Глава думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников говорит, что управление при господине Деменкове «всегда работало на высоком уровне», несмотря на возникающие трения практически со всеми комитетами: «Комитеты иногда гонят законопроекты, уверенные в том, что их проекты самые лучшие, но правовое управление всегда стоит на страже Конституции и регламента». Именно благодаря позиции думских правовиков многие законопроекты становились достойными законами, говорит господин Крашенинников. По мнению первого замглавы фракции КПРФ Николая Коломейцева, смена главы думского правового управления не сильно скажется на работе Госдумы, потому что отмашка на одобрение или неодобрение законов дается не в Думе, а в государственно-правовом управлении президента (ГПУ). Софья Самохина, Наталья Корченкова