Самая известная осетинка в Париже

Анна Кабисова Когда речь заходит о дореволюционном периоде в истории культуры Осетии, то обязательно вспоминают женщин из знатных фамилий, которые первыми получили образование в Санкт-Петербурге, в совершенстве знали французский язык, придумывали культурные и образовательные проекты и выглядели как самые модные парижанки Монмартра начала XX века. На старых фотографиях мы видим эту стать, нежные профили и благородство поз, изысканные европейские платья и шляпки, но приблизиться к ним вплотную, нам мешает время и пространство. Когда смотришь сегодня на Наталью Марзоеву — известную парижанку родом из Осетии, организатора проекта "Русско-французские гастрономические сезоны" и фестиваля французской культуры "Mon Parnace", то легко понять, как выглядели и "звучали" в жизни, а не на фотографиях, те самые первые осетинские образованные женщины. Наталья Марзоева Наталья — это воплощение изысканности, элегантности, вкуса, утонченности, ума, красоты и интеллигентности. Ее французский — совершенен, ее проекты — благородны, ее судьба — сочетание трудолюбия, любопытства к жизни и везения. Плоды любопытства к искусству "Меня всегда интересовало все, что связанно с культурой — еще со школьных и студенческих времен моими друзьями были художники и фотографы, я была частым гостем в их мастерских. Мои эстетические пристрастия сформировались под влиянием всего, что я в своей жизни видела, читала, смотрела, слушала, интересовалась — это плоды моего любопытства к искусству, моде, дизайну, и, конечно же, литературе", — рассказывает Наталья в ответ на вопрос, как сформировались ее чувство стиля и умение быть элегантной. "В Париже я оказалась благодаря тому, что мои успехи во время обучения на юридическом и факультете иностранных языков в СОГУ, отметил тогдашний ректор Олег Хацаев. Именно он предложил мне продолжить обучение по специальности "юриспруденция" во Франции по существующей тогда программе обмена студентами. Так я попала в университет Гавра в Нормандии, а позже в Сорбонну в Париже", — вспоминает она. Россию и Францию много что отличает и одновременно сближает "Мне трудно говорить о плюсах и минусах таких стран, как Россия и Франция, потому что это две огромные цивилизации, два огромных культурных и исторических пласта. Как и все люди, страны тоже разные, и здесь, как нельзя лучше подойдет латинская пословица: "Веди себя в Риме как римляне". Во Франции нужно адаптироваться и уметь себя вести во французском обществе, тоже самое можно и нужно сказать о России. Россию и Францию много что отличает и одновременно сближает, мы всегда очень хорошо друг друга понимали и поддерживали, за исключением двух моментов — это война с Наполеоном и Крымская война. Тогда Россия и Франция оказались по разные стороны баррикад" — рассказывает об отношении к России во Франции Наталья. Мы опередили рынок лет на пять После получения второго французского диплома по специальности "международное право", Наталья работала в ЮНЕСКО в департаменте по правам человека, затем в Сенате и в арт-галерее, и вскоре стала директором по экспорту гастрономической компании Fauchon в России, специализирующейся на изысканных продуктах. Наталья говорит, что, тогда они опередили рынок на целых пять лет, потому что на витринах стояло около десятка сортов масла, а покупатели говорили: "мы знаем подсолнечное, оливковое, а это что?" "Никто не знал этих продуктов. Не было гастрономических бутиков, которые продавали коробку шоколада или баночку варенья за очень большую цену, и ты выходил оттуда счастливым пусть и раз в полгода. Ведь это не просто роскошь, а определенное развитие рецепторов и психологии. Так что мы опередили рынок лет на пять, но именно это дало толчок для развития люксовых продуктовых магазинов", — вспоминает Наталья. Проект закрылся, но Наталье он дал опыт в сфере гастрономии и, наверно, уже тогда у нее внутри формировалась идея, которая вскоре "выстрелит" под названием "Русско-французские гастрономические сезоны". Владикавказ превратился в маленький Париж Гастрономические сезоны "выросли" из фестиваля французской культуры "Mon Parnace", который возник в 2009 году благодаря тому, что Наталья изначально мыслила международными проектами, и ей очень хотелось навести культурные мосты между своими любимыми странами — Россией и Францией. Общаясь с представителями посольства Франции на предмет совместной организации культурных проектов в России, Наталья узнала, что будет проводиться фестиваль французского кино в Москве и Санкт-Петербурге. Предложение включить в список из "двух главных столиц" страны, столицу Северной Осетии, была благосклонно принята, а Наталья, не ограничиваясь только темой кино, тут же "загорелась" идеей привезти во Владикавказ и французских фотографов. Директор музея фотографии в Шалоне на юге Франции порекомендовал Наталье Клер Шеврие и Лорана Милле, они согласились и приехали во Владикавказ с выставками своих работ и мастер-классами. Наталья Марзоева Тем летом Владикавказ превратился в маленький Париж — всю неделю начинающие осетинские фотографы бродили вместе с Лораном Милле и Клер Шеврие по улочкам города и с вдохновением его фотографировали. На проспекте Мира открылась выставка французской современной фотографии, в кинотеатрах шли новинки французского кино, которые переводили студенты "иняза", — Наталье удалось невероятное. Если посмотреть сейчас на список тех участников мастер-класса по фотографии от французских фотографов, то мы увидим, что многие из них сегодня стали профессионалами и уже сами меняют культурную среду. Во Владикавказ приехал сам Эмир Кустурица "Во Франции у меня много друзей-художников. Я часто общаюсь с представителями посольства Франции, желание делать культурные проекты в международном масштабе, плюс стечение обстоятельств — на тот момент мы встретились с Галой Тебиевой, тогда она была заместителем министра культуры республики и благодаря ей, идеей фестиваля заинтересовалась министр культуры Фатима Хабалова, — сделали так, что ребус сошелся и все получилось. А когда я увидела, что фестиваль имеет огромный резонанс в обществе, то я решила его продолжить" — рассказывает Наталья о том, как начинался "Mon Parnace". Режиссер Эмир Кустурица посетил Цхинвал Благодаря увлеченности и энтузиазму Натальи, фестиваль французской культуры "Mon Parnace" продолжился в том же 2009 году осенью. В октябре во Владикавказ приехал сам Эмир Кустурица со своим "Non smoking orchestra". "В это трудно поверить", — под таким заголовком были сделаны афиши концерта, cделанные известным художником Аркадием Хадзараговым, который и дальше сотрудничал с Натальей в роли дизайнера всей полиграфии будущего проекта "Русско-французские гастрономические сезоны". Концерт всеми любимого режиссера прошел феерически, осетинская публика просто с ума сходила от счастья, а сам Эмир с энтузиазмом принял приглашение посетить столицу Южной Осетии — Цхинвал. Кустурица побывал в Южной Осетии почти год спустя после "пятидневной войны" и с ужасом осматривал ее разрушительные последствия и высказал свое потрясение в интервью федеральным каналам, очень жестко раскритиковав Саакашвили. В память о Южной Осетии, в центральном храме Цхинвала, Эмиру Кустурице подарили Евангелие, сквозь которое прошла пуля. "Эмир был удивлен, как за три дня можно было все так разрушить", — вспоминает о приезде режиссера в Южную Осетию Наталья. Но, при этом, Кустурица не мог не отметить, насколько красива и величественна природа Южной Осетии и какие теплые и сильные люди живут там. "Вся молодежь Осетии тогда откликнулась на культурный фестиваль. Я уверена, что многих участников тех событий фестиваль стимулировал к чему-то новому", — говорит Наталья. Безусловно, она права, потому что тот год все жители республики вспоминают с нескрываемой ностальгией. Сделать фестиваль ежегодным Наталья бы очень хотела, но для этого нужен интерес и поддержка местных властей. И если вдруг этот интерес проснется, то найти Наталью очень легко. Во Владикавказ самая известная парижанка приезжает 3-4 раза в год, чтобы навестить своих родителей, друзей и побыть на природе, которая для нее является все равно самой красивой и любимой, несмотря на то, что Наталья очень много ездит по миру. А пока Наталья плотно занимается проектом "Русско-французские гастрономические сезоны", который уже с нетерпением и большим интересом ждет публика, как во Франции, так и в России. Любовь Натальи к культуре и искусству проявляется и реализуется в каждом новом сезоне, который становится новинкой и открытием для искушенной русско-французской публики, проводящей время на Лазурном берегу. Так, в разные годы, участниками сезонов от культуры становились солисты Большого театра — Вадим Тихонов и Василий Ладюк, художник Михаил Шемякин, французская актриса Кароль Буке, дебютировавшая в фильме Луиса Бунюэля, дизайнер Макс Шауль, который шьет для Софи Марсо и Кайли Миноуг, ведущий легендарной программы "Что? Где? Когда?" Борис Крюк… и многие другие. Сезоны, которым в этом году исполнится уже семь лет, сегодня самое ожидаемое событие в Ницце, Каннах и Монако, ими интересуется пресса и высокопоставленные гости, партнерами фестиваля стали Аэрофлот, Air France, шампанское Louis Roederer, водка Beluga, Kremlin Award&. И наполеоновские планы Натальи — поднять статус российского шеф-повара и вывести его на международную арену, а через это возвысить имиджевую составляющую России за рубежом — уже сбываются. "Познание другой страны неразрывно связано с гастрономией: первое место, куда вы идете, приехав в страну — это ресторан, вы садитесь за стол, общаетесь и пробуете, можно сказать, эту страну на вкус, а уже потом посещаете театры и выставки и осматриваете архитектуру" — любит повторять Наталья. И с этим трудно поспорить.

Самая известная осетинка в Париже
© Sputnik Южная Осетия