Волго-Донской канал имени В.И. Ленина

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения. Длина водного пути канала составляет 101 километр, из них 45 километров проходят по рекам и водохранилищам. Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном, но через месяц турецкие войска отступили. Затем попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. К концу 1701 года канал был частично построен, но из-за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты. До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован. 14 мая 1918 года постановлением Совета народных комиссаров Волго-Донской водный канал был отнесен к числу важнейших народно-хозяйственных задач. Проект канала разрабатывался специально созданным управлением работ по постройке Волго-Донского канала. В 1926 году было образовано управление строительства Волго-Донского водного пути, завершившее разработку проекта, который был утвержден Экономическим советом при СНК СССР в 1927 году. Строительство было отложено из-за нехватки средств и рабочей силы. В середине 1930-х годов сооружение канала было поручено народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР, имевшему опыт строительства Беломоро-Балтийского канала и канала имени Москвы. Проектное бюро гидротехнического отдела Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) под руководством Сергея Жука разработало новый проект, утвержденный Иосифом Сталиным в начале 1941 года, но работы были остановлены в связи с началом Великой Отечественной войны (1941-1945). В 1946-1948 годах проект канала был доработан в Гидропроекте МВД СССР. Для строительства канала образовали главное управление "Главгидроволгодонстрой" МВД. Волго-Донской канал был построен в 1948-1952 годах с использованием труда заключенных Калачевского и Цимлянского лагерей НКВД, а также вольнонаемного персонала. Максимальная численность заключенных на строительстве составила 118,2 тысячи человек. Для строительства Волго-Донского судоходного канала выполняли заказы 2 тысячи предприятий. За время проведения строительных работ было перемещено 174 миллиона кубометров земли, уложено 3 миллиона кубометров бетона и железобетона. Все строительные работы были механизированы. На стройке работали 8 тысяч машин отечественного производства, в их числе многоковшовые шагающие экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, самосвалы. Специально для строителей Волго-Донского судоходного канала Уралмаш изготовил уникальный шагающий экскаватор ЭШ-14/65. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды Волги и Дона слились между первым и вторым шлюзами. С 1 июня по каналу началось движение судов. 7 июня через шлюзы Волго-Донского канала прошел с проверкой пассажирский теплоход "Сергей Киров". 10 июля постановлением Совета министров СССР Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя Владимира Ленина. 27 июля 1952 года состоялось открытие канала. Первым теплоходом, вошедшим в ворота шлюза номер один, стал теплоход "Иосиф Сталин", открывший навигацию на канале. Волго-Донской судоходный канал берет свое начало на Волге в Красноармейском районе города Волгоград и заканчивается на Дону у города Калач-на-Дону. По характеру и рельефу местности канал разделен на три участка: Волжский склон протяженностью 25 километров, водораздел – 21 километр и Донской склон – 55 километров. На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается девятью шлюзами. Далее канал входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф). От него по Береславскому и Карповскому водохранилищам четырьмя шлюзами идет 44-метровый спуск к Дону. Ширина судоходных каналов по дну составляет 38 метров, при навигационном уровне – по зеркалу воды – 80 метров. Гарантированная глубина на канале – 3,65 метра. Волго-Донской канал полностью накачной. Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций. Вода подается в водораздельный бьеф, откуда самотеком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения. На канале построено 96 гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 18 судоходных каналов, три насосные станции, 23 земляные плотины и дамбы, два аварийно-ремонтных заграждения. Волго-Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын (ныне Волгоград) в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны. Идея величия исторических побед советского народа отражена в триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах канала, в скульптурно-декоративных элементах зданий шлюзов, а также в монументах и барельефах, посвященных героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Так, рядом со шлюзом №10 установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (Артему) и Николаю Рудневу. С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. У выхода из шлюза №13 возведен 16-метровый монумент "Соединение фронтов" скульптора Евгения Вучетича. Здесь 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, завершив окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом. Волго-Донской судоходный канал соединил пять морей (Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское) и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. Он прошел по засушливым степям и принес живительную влагу полям Волгоградской и Ростовской областей. Проектная пропускная способность канала составляет 10,5 миллиона тонн грузов в год при продолжительности навигации 200 суток. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале в последние годы составляет 250 суток. По каналу ежегодно проходят более 7 тысяч судов грузоподъемностью до 6 тысяч тонн и перевозится более 12 миллионов тонн грузов. На весь путь по каналу в зависимости от типа судна затрачивается от 23 до 32 часов. В связи с необходимостью наращивания грузопотока с востока на запад по Волго-Донской водной артерии президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года предложил разработать проект второй линии Волго-Донского канала. В 2014 году было презентовано технико-экономическое обоснование проекта, началась его разработка. В 2009 году были начаты работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. Завершение всего комплекса работ запланировано на 2018-2019 годы. Работы по реконструкции объектов канала проводятся в рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Волго-Донской канал имени В.И. Ленина
© РИА Новости