Маршруты уйдут с молотка
Чиновники разрабатывают новые условия распределения автобусных маршрутов города Мэрия Перми готовится к новой реформе транспортной отрасли. Чиновники разрабатывают новые условия распределения автобусных маршрутов города Перми. По планам администрации, маршруты будут разыгрываться на аукционе, в котором победителем окажется предложивший наименьшую цену за услугу. Интересно, что, согласно уже опубликованным документам, стоимость годовой работы на одном маршруте чиновники оценили в 1 рубль. Два года назад федеральными властями был принят новый закон №220, регулирующий отрасль пассажирских перевозок. Это потребовало серьезной корректировки местного законодательства. К моменту принятия закона муниципальным властям уже удалось заключить контракты с автобусными перевозчиками на обслуживание маршрутов сроком от трех до пяти лет. Но в дальнейшем разыгрывать маршруты на прежних условиях невозможно. Как пояснили в городском департаменте дорог и транспорта, согласно №220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (№44-ФЗ). «В данном случае закон предусматривает проведение аукционов, то есть победителем будет признан перевозчик, предложивший наименьшую цену за услугу», — уточнили в департаменте дорог и транспорта. Требования к транспортным средствам по каждому маршруту закреплены в документе планирования регулярных перевозок города Перми. Так, в нем указано необходимое количество используемых транспортных средств на маршруте, пассажировместимость транспортных средств, минимальная доля низкопольных машин, минимальный экологический класс. Как рассказали в ведомстве, первые аукционы пройдут в 2017 году, а массово будут проходить в конце 2019–2020 годах, поскольку основная часть договоров на перевозки заключена в 2015 году сроком на пять лет. Последняя реформа отрасли пассажирских перевозок Перми произошла в 2014–2015 годах. Тогда мэрии Перми после нескольких неудачных попыток удалось утвердить и провести конкурс на распределение автобусных маршрутов. До 2015 года распределение носило заявительный характер — перевозчик подавал заявку на маршрут, и с ним заключался договор. Такой способ казался непрозрачным, и мэрия несколько лет искала способ исправить эту ситуацию. Но три варианта конкурсной документации были оспорены владельцами автобусов в суде. И только последний вариант, разработанный депутатами гордумы, устоял во всех судебных инстанциях. Законными тогда были признаны четыре конкурсных параметра: средний срок эксплуатации транспортных средств, удельный вес транспортных средств с низким расположением пола, средний экологический класс транспортных средств и количество автобусов, работающих на газе. Такие требования, как предполагали депутаты гордумы и чиновники, стимулируют перевозчиков на обновление подвижного состава. Прошлая реформа должна была освободить городские власти от проблемы распределения маршрутов минимум на три года. Однако федеральный закон не предусматривает заключения временных договоров. Таким образом, в случае непредвиденных ситуаций или отказа перевозчика от работы на маршруте у городских властей нет оснований для заключения новых контрактов без проведения аукционов, поэтому необходимость разработки новой аукционной документации назрела уже сейчас. На сайте госзакупок опубликован план-график закупок на 2017 год. Согласно документу в этом году мэрия планирует провести два аукциона на осуществление регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту №46 сообщением «Драмтеатр — Северное кладбище» и №60 «Детский дом культуры имени Кирова — Комсомольская площадь» по регулируемым тарифам города Перми. Годовой объем работы на каждом из маршрутов чиновники оценили в 1 рубль — это начальная (максимальная) цена контракта. Обеспечение заявки составляет 10 коп. Аукционы должны быть объявлены в июле, но пока аукционной документации нет. Стоит отметить, что, кроме этих двух маршрутов, городским властям, вероятно, придется в этом году разыгрывать еще как минимум шесть городских направлений. Причина в том, что УМВД по городу Перми приняло решение об аннулировании регистрации более ста автобусов, курсирующих на регулярных маршрутах города. Пермское УМВД обнаружило, что на эти транспортные средства незаконно были выданы технические документы о переоборудовании автобусов для повышения экологического класса. НИИ «ЭВМАШ», выдавшее такие документы, по версии ведомства, не имело аккредитации на проведение соответствующих работ. Повышение экологического класса помогло предпринимателям в 2015 году получить дополнительные баллы на конкурсе. И теперь, если обнаруженные силовиками нарушения подтвердятся, департамент имеет право расторгнуть с предпринимателями договоры за несоблюдение требований договора. Перевозчики пытаются оспорить это решение в Арбитражном суде Пермского края. Всего в картотеке суда значится семь исков к УМВД по городу Перми от перевозчиков: Олега Новоселова, Петра Белозерова, Сергея Полежаева, ООО «НП МАНСИТИ», Александра Богданова, Александра Антипова, Владислава Якушева. Суд наложил обеспечительные меры на это решение. Но сотрудники ГИБДД уже начали снимать номера с этих транспортных средств. Всего, по данным мэрии Перми, в реестре может оказаться шесть проблемных маршрутов. Сами предприниматели подсчитывают, что незаконных маршрутов может быть больше. Однако для выбора новых подрядчиков понадобится не менее полугода, отмечают в ДДиТ. Поэтому в мэрии также обескуражены решением силового ведомства. Начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов сообщил, что перевозчики могут решить проблему и перерегистрировать свои транспортные средства, понизив их экологический класс. Он отметил, что по новому федеральному закону департамент не имеет права заключать временные договоры, а на проведение конкурсов по проблемным маршрутам понадобится не менее полугода. Господин Денисов также заметил, что перевозчики намерены оспорить действия сотрудников ГИБДД в суде, кроме того — ситуацией заинтересовалась городская прокуратура. Он заверил, что пассажиры не пострадают и «никаких потрясений не будет». Между тем опрошенные перевозчики пока не вполне понимают, как готовиться к новым условиям работы на рынке. «Мы — за любые правила. Но аукционной документации пока нет и условия работы непонятны», — говорит директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов. Предприниматели отмечают, что пока идея торговать маршруты за один рубль кажется смешной. Предполагается, что в результате торгов перевозчик может снизить цену на контракт и предложить деньги за работу на маршруте. Однако это слишком уязвимая схема. «В условиях конкурентного рынка не приходится надеяться на добросовестность участников рынка. Любой может предложить наивысшую цену контракта, но в итоге не исполнить его и не иметь за это никаких последствий. Таким образом, эти аукционы могут длиться до бесконечности», — говорит один из участников рынка. По мнению экс-начальника департамента дорог и транспорта, сейчас гендиректора ООО «Прокарт» Дениса Гвоздева, аукцион — не самая удачная форма отбора подрядчиков для обслуживания городских маршрутов общественного транспорта. Однако федеральным законодательством не предусмотрено другого способа выбора подрядчика. Эта форма, по мнению господина Гвоздева, не позволяет в полной мере учитывать качественные характеристики предоставляемого транспорта, а сосредоточена исключительно на цене контракта. В то же время избранный городскими властями механизм, а именно аукцион с начальной ценой один рубль, он считает неэффективным. «Здесь не предусмотрен механизм стимулирования повышения эффективности работы бизнеса и эффективности расходов бюджета. Если стоимость контракта составляет один рубль, как это может заинтересовать перевозчиков?» — говорит он. В ходе проведения аукцион будет переходить в формат повышения платы в бюджет (то есть перевозчик может предложить деньги за победу в аукционе). «С одной стороны, бюджет может получить дополнительные деньги, но при этом непонятно, каким образом город может застраховать себя от неисполнения контракта», — уточняет специалист. Штрафные санкции при исполнении контакта, равно как и обеспечение его исполнения, обычно зависят от начальной цены и составляют всего 10% от этой цены. В данном случае это 10 копеек. «Мы прекрасно понимаем, что такой размер санкций никакого эффекта не даст», — подытожил он. Ирина Пелявина