РРПК выплывает к потребителю
Компания нашла рыбе бренд Русская рыбопромышленная компания (РРПК) Максима Воробьева и Глеба Франка начнет выпуск продукции для розничных покупателей под брендом Nordeco. Под этой маркой РРПК хочет производить изделия из рыбы, которая будет перерабатываться и замораживаться на судне сразу после вылова. Заявку на регистрацию товарного знака Nordeco по категории «соленая, консервированная, неживая рыба, моллюски, анчоусы, мидии, икра, ракообразные» РРПК подала в Роспатент в начале мая 2017 года, следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс». Бренд разработан в рамках перехода к производству товаров с более высокой степенью переработки, говорит представитель РРПК. По его словам, под маркой Nordeco планируется выпускать продукцию из рыбы, добытой в открытом море, которая будет перерабатываться и замораживаться сразу после вылова на борту одного из траулеров РРПК (технология frozen at sea). РРПК входит в тройку крупнейших рыбодобытчиков в стране. В 2016 году компания выловила 280,2 тыс. тонн продукции. В 2017 году планирует увеличить добычу до 303,7 тыс. тонн, включая 226,3 тыс. тонн минтая и 65,5 тыс. тонн сельди. В мае этого года РРПК также приобрела квоты на добычу 2,4 тыс. тонн краба в Дальневосточном бассейне, заплатив более 10 млрд руб. Помимо Максима Воробьева (44,7%) и Глеба Франка (40,66%) в число владельцев входят гендиректор РРПК Андрей Тетеркин (5,48%), еще примерно по 4,5% — у «дочки» РРПК «РМД Юва» и «Миллионной, 5». Выручка в 2015 году — $223 млн, EBITDA — $104 млн. Финансовые показатели за 2016 год пока не объявлялись. По словам представителя РРПК, сейчас компания продает всю продукцию оптовым покупателям и переработчикам в мешках-сэндвичах или картонных ящиках. Nordeco станет первым опытом РРПК в сегменте индивидуальной упаковки. Бренд позиционируется как премиальный, российский рынок рассматривается как наиболее перспективный. «Самый простой способ производства продукции на судне по технологии frozen at sea — изготовление целой, предварительно обработанной рыбы в упаковке. Выпуск, к примеру, порционного филе уже требует установки сложного оборудования, а сам процесс — согласования с регулирующими органами»,— поясняет заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников. Под новым брендом РРПК, наиболее вероятно, займется выпуском филе минтая в упаковке, сегодня такую продукцию производит, к примеру, «Океанрыбфлот», полагает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. По данным Ассоциации добытчиков минтая, за первые пять месяцев 2017 года выпуск филе этой рыбы в стране сократился примерно на 1,4%, до 34,8 тыс. тонн. В ассоциации объясняют снижение показателя изменением ситуации на рынке Европы, где с 2012 года филе минтая подешевело с $3 тыс. до $2,45 тыс. за тонну, а также падением розничных продаж. Несмотря на небольшую доходность, выпуск филе в потребительской упаковке — хороший способ диверсификации бизнеса, указывает господин Зверев. «Норебо» планирует запустить продажи собственной рыбной продукции под бредом Borealis до конца года, рассказывает господин Сенников. По его словам, марка ориентирована на средний сегмент и премиум-сегмент и в основном будет поставляться в Москву и Санкт-Петербург. «Спрос на качественную свежую рыбу, которую можно отнести к премиальному ценовому сегменту, в крупных российских городах сохраняется. Основная сложность — донести до потребителя преимущество упакованной рыбы, замороженной сразу после вылова, перед более дешевой продукцией глубокой заморозки»,— рассуждает Сергей Сенников. Представитель крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») говорит, что стоимость премиальной замороженной рыбы на полке начинается от 700 руб. за 1 кг. По его словам, продукция формирует около 10% розничных продаж в своей категории и стабильный спрос в супермаркетах «Перекресток», расположенных в наиболее престижных локациях Москвы и Санкт-Петербурга. Анатолий Костырев