Большому шлему — большие деньги
Заключительный турнир Большого шлема в сезоне — US Open, стартующий через месяц с небольшим,— стал первым в истории теннисным соревнованием, призовой фонд которого преодолел отметку $50 млн. Еще в начале века покорение этого рубежа представлялось чем-то из области фантастики. Однако в последние годы экономика тенниса — и в первую очередь состязаний в Нью-Йорке — демонстрирует устойчивый рост, обещающий дальнейшее увеличение призовых для игроков.
Организаторы US Open, заключительного турнира Большого шлема в сезоне, который стартует 28 августа в Нью-Йорке, обнародовали призовой фонд турнира. Он составит $50,7 млн. Нынешний US Open, таким образом, стал первым теннисным состязанием в истории, сумма призовых денег которого перекрыла рубеж $50 млн.
Эта планка еще относительно недавно выглядела космической. За $1 млн призовой фонд того же US Open перевалил в 1981 году, а в начале этого столетия — в 2001 году — он был равен $15,461 млн. Однако затем теннис — по крайней мере его наиболее значимые турниры — пережил настоящий коммерческий рывок, и нью-йоркский чемпионат выглядит его идеальной иллюстрацией. За три сезона начиная с 2012 года его призовой фонд скакнул вверх сразу на 67% — с $25,5 млн до $42,3 млн. И нет ничего странного в том, что на волне этого рывка еще пять лет назад президент Американской теннисной ассоциации (USTA) Катрина Адамс и сделала заявление о неизбежности покорения 50-миллионного рубежа в 2017 году, которое сейчас было выполнено. Новость об этом наверняка порадовала участников US Open: ведь речь, по сути, идет об их гонорарах.
На сей раз победителям в мужском и женском одиночном разрядах достанется по $3,7 млн. Это на $200 тыс. больше, чем получили прошлогодние триумфаторы — Станислас Вавринка и Анжелик Кербер. А оценить рост благосостояния теннисистов можно на таком примере: в 1990-е теннис уже считался спортом миллионеров, но, выдав в 1997 году самый успешный свой сезон в плане заработанных денег, великий Пит Сампрас получил по его итогам $6,5 млн. Спустя два десятилетия отдельно взятая победа на US Open принесет ее автору более половины от этой суммы.
Остальные три турнира Большого шлема пока в смысле призовых фондов уступают американскому. В этом году на Australian Open он в пересчете на валюту США составил $37 млн, на Roland Garros — $39,2 млн, а на закончившемся в минувший уикенд Wimbledon — $40,79 млн. Правда, если брать темпы увеличения призового фонда, то US Open как раз потерял статус безусловного флагмана.
В сравнении с предыдущим розыгрышем он поднялся на 9% с $46,3 млн (в 2016 году увеличение в процентном выражении было примерно таким же). Между тем призовой фонд Roland Garros взлетел на 12%, а Australian Open — на 14%. Впрочем, у определенной финансовой «стагнации» нью-йоркских соревнований есть причина, смотрящаяся поводом скорее не для тревоги, а для оптимизма. У US Open по-прежнему все хорошо и с посещаемостью (совокупная аудитория стабильно достигает 700 тыс. человек за две недели при довольно высоких ценах на билеты), и со спонсорами (сейчас партнерским статусом обладают 24 компании, в том числе такие гиганты, как J.P. Morgan, American Express, Mercedes, IBM, Emirates). Но на излете первой половины этого десятилетия организаторы инициировали крупную программу реновации центра Flushing Meadows стоимостью около $500 млн, включающую в себя оборудование некоторых арен раздвижными крышами, создание дополнительных мест на трибунах и дополнительных ВИП-лож, а также обустройство новых ресторанов на территории комплекса. Ее реализация не могла не отразиться на фактической прибыли. Программа будет выполнена в следующем году, и после этого, не исключено, US Open опять впечатлит денежными рывками.