Стартап Artsy, сооснователем которого является Дарья Жукова, жена Романа Абрамовича, привлек $50 млн в раунде D, который возглавил нью-йоркский фонд Avenir Growth Capital, сообщает Techcrunch. Всего, по информации издания, в раунде поучаствовали 56 инвесторов, включая саму Дарью Жукову, сооснователя Airbnb Джо Геббиа, сооснователя MTV и CEO iHeartMedia Боба Питтмана, арт-дилера Ларри Гагосяна, основателя одноименной галереи, Thrive Capital, Shumway Capital, L Catterton и других. В результате проведенного раунда сооснователь Avenir Growth Capital Эндрю Сюгру вошел в совет директоров Artsy. Совокупные привлеченные проектом инвестиции Techcrunch оценивает в $100 млн. Artsy — онлайн-платформа (веб-сайт и мобильное приложение), позволяющая больше узнать о визуальном искусстве и предоставляющая возможность покупки и продажи предметов искусства. Она включает как поисковую систему, так и рекомендательный сервис для покупателей на этом рынке, а также площадки для коммерческих галерей. Картер Кливленд, один из основателей компании, сказал, что инвестиции пойдут на развитие аукционов – самой быстрорастущей части сайта после партнерских проектов с аукционными домами Christie’s, Sotheby’s и Phillips: по его словам за прошлый год число прошедших на площадке Arsty аукционов выросло в четыре раза. В 2010 году, когда Artsy еще не удавалось привлечь на свою площадку большое количество галерей, компанию спас чек на $1,25 млн от Thrive Capital, пишет The Verge. Фонд также возглавил раунд B на $18,5 млн, а его фаундер Джошуа Кушнер входит в совет директоров Artsy. В процессе развития проект отказался от бизнес-модели, при которой площадка зарабатывала бы на прямых продажах и соответствующих комиссиях и позволил галереям не раскрывать ценовую политику и полностью контролировать процесс продаж. Вместо этого Artsy продает галереям подписку на свой сервис и зарабатывает комиссию на аукционах. Во время запуска в 2012 году на площадке были представлены 275 галерей и 50 музеев. Сегодня площадки для 1800 коммерческих галерей из 90 стран, которые предоставляет Artsy, генерируют продажи в $20 млн ежемесячно на базе 2 млн уникальных пользователей платформы. Компания не раскрывает свою оценку до проведения раунда D, но аналитический сервис Pitchbook, который специализируется на изучении сделок, пишет об оценке pre-money (то есть до получения инвестиций) в $225 млн. По данным страховой компании Hiscox, несмотря на снижение продаж предметов искусства на аукционах в 2015 году, глобальный онлайн рынок предметов искусства за тот же период вырос на 24% и достиг отметки в $3,27 млрд. За 2016 год оценка рынка увеличилась еще на 15% — до $3,75 млрд. Таким образом онлайн-рынок в 2016 году достиг доли в 8,4% от глобального рынка предметов искусства. Один из самых крупных онлайн-игроков, Heritage Auctions, в 2016 году 41% продаж провел в сети и оценил эту долю в $348,5 млн. Аукционный дом Christie’s 19% продаж в 2016 году реализовал онлайн – всего на $720 млн. Как отмечают аналитики Hiscox, несмотря на сложность привлечения в онлайн сомневающихся покупателей в этом сегменте (скептицизм частично объясняется сложностями аутентификции предметов искусства), уже перешедшие на электронные площадки клиенты постепенно наращивают объемы покупок: в 2016 году 63% клиентов отмечали, что за последние 12 месяцев приобрели более одного лота, а в 2017 году таких уже 65%.