Войти в почту

Иранское молоко сухо встретили

Российские производители пожаловались на него в Минсельхоз Крупные российские производители молочной продукции просят Минсельхоз усилить контроль за импортом сухого молока из Ирана, а также из Турции, Уругвая и Аргентины. По их мнению, дешевая продукция из этих стран давит на внутренние цены, что отрицательно сказывается на рентабельности местных предприятий. Национальный союз производителей молока («Союзмолоко», в него входят Danone, PepsiCo, Valio, Hochland и др.) попросил главу Минсельхоза Александра Ткачева обратить внимание на проблему увеличения поставок сухого молока из Ирана. В письме министру (копия есть у “Ъ”) председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко указал, что импорт иранского сухого цельного молока (СЦМ) и сухого обезжиренного молока (СОМ) вызывает большое количество вопросов как по цене, так и по качеству. В частности, по данным господина Даниленко, нарушены как органолептические, так и физико-химические (влажность, кислотность) характеристики, что может быть следствием не только нарушений технологии производства, но и условий транспортировки и хранения. В 2016 году внутренний рынок СОМ вырос на 11% к уровню 2015 года, до 198,2 тыс. тонн, поставки из-за рубежа увеличились на 19%, до 134,6 тыс. тонн (68% от всего объема СОМ в России), говорится в материалах союза. Объем российского рынка СЦМ за 2016 год оценивается примерно в 68,8 тыс. тонн (на 25% выше уровня 2015 года), доля импорта — 64%. По данным «Союзмолока», в январе—мае 2017 года Иран завез в Россию 1,8 тыс. тонн СОМ (в деньгах — $3,6 млн), что в 4,6 раза больше, чем за весь 2016 год (в предыдущие годы импорта СОМ из Ирана не было). Средняя стоимость иранского СОМ составляет 114–133 руб. за 1 кг, тогда как цена российского аналога — 155 руб. за 1 кг, белорусского (основной импортер СОМ в Россию с долей 83%) — 121,5–165,6 руб. за 1 кг. Исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов отмечает, что Иран никогда не был заметным поставщиком сухого молока в Россию. У него есть подозрения, что часть продукции, завозимой как бы оттуда, на самом деле реэкспортируется из третьих стран. Основные производители сухого молока в России — комбинаты в Башкирии и Татарстане, где традиционно выпускается большое количество сырого молока в стране, часть которого можно засушить и затем перепродать, говорит один из крупных переработчиков. Кроме Ирана «Союзмолоко» беспокоит рост импорта сухого молока из Турции, Аргентины и Уругвая, следует из письма Андрея Даниленко министру. Такая ситуация, пишет он, негативно отражается на отечественных производителях, оказывает серьезное давление на внутренние цены и рентабельность отрасли, а также снижает уровень самообеспеченности молочной продукцией. С тем, что наличие дешевого сухого молока из Ирана на российском рынке проблема для отрасли, соглашается и исполнительный директор Молочного союза России Людмила Маницкая. «Переработчики покупают наиболее дешевое СОМ и СЦМ на рынке, что негативно отражается прежде всего на потребителях»,— отмечает она. Лидеры молочной переработки сухое молоко из Ирана вряд ли закупают, учитывая, что международные санкции с этой страны были сняты совсем недавно, говорит представитель одной из транснациональных компаний. По его словам, опасения вызывают возможные ограничения импорта из Уругвая и Аргентины — поставщиков качественного сухого молока в Россию. По данным «Союзмолока», в 2016 году на долю СОМ из Ирана, Турции, Аргентины и Уругвая пришлось 12,5% всего импорта против 2,3% годом ранее. Производители из этих стран находятся в более выигрышном положении в сравнении с остальными, так как их продукция облагается пониженной пошлиной в 75% от действующей, напоминает госпожа Маницкая. В Минсельхозе получили письмо «Союзмолока». «Причины резкого рост импорта сухого молока из развивающихся стран, в том числе Ирана, Турции, Аргентины и Уругвая, будут проанализированы в ближайшее время, при необходимости будет усилен контроль ввозимой продукции»,— заявил представитель министерства. Анатолий Костырев

Российские производители пожаловались на иранское молоко
© Олег Харсеев / Коммерсантъ