Азия оказалась центральной
Завершился XIII Конкурс артистов балета и хореографов На Исторической сцене Большого театра состоялись церемония награждения и концерт победителей XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов, главной достопримечательностью которого оказались президент Владимир Путин и его бразильский коллега Мишел Темер. Итоги конкурса комментирует Татьяна Кузнецова. Впервые в 48-летней истории конкурса финальный гала почтил своим присутствием Владимир Путин, который вдобавок в любви к балету ранее замечен не был. До сих пор общественность знала о единственном официальном балетном визите Владимира и Людмилы Путиных — в Кремль на «Эсмеральду», да и тот, похоже, был лишь поводом объявить публично о расторжении брака. На сей раз компанию российскому президенту составил президент Бразилии — и по более счастливому поводу: в конкурсе принимало участие небывалое количество бразильцев, и двое из них получили награды. Виктор Гонкаувес Кайшета, учащийся в Берлине, занял третье место в младшей группе в категории «Дуэты», Аманда Мораес Гомес, работающая в Татарском театре оперы и балета, по праву заслужила второе место среди старших дуэтов. Награжденных могло быть и больше, если бы 15-летняя Ан Жулиет дус Сантос Пинейро, великолепно оттанцевавшая два тура в сопровождении маленького, темпераментного и чертовски обаятельного чернокожего партнера по имени Кайо Барателла дус Сантос, не вздумала в третьем станцевать па-де-де из «Дон Кихота». Роковая ошибка педагогов малолетней парочки: все поддержки в адажио они провалили, и маленькой балерине пришлось довольствоваться дипломом. Чтобы не испытывать терпение президентов, появившихся только к третьему отделению итогового концерта, выступление победителей максимально сократили: дипломанты и лауреаты третьих премий в концерте не участвовали. При этом Владимиру Путину предъявили не золотого призера — японца Кою Окаву, а серебряного — Эрнеста Латыпова из Мариинского театра, который, впрочем, выступал за Киргизию и провел весь конкурс технически безупречно, но как-то слишком стерильно. Между тем настоящей кульминацией концерта победителей стал финал второго отделения, когда Коя Окава вместе с нежной и хрупкой Мидори Терадой, занявшей третье место, танцевали па-де-де из балета «Талисман». Воздушный маленький японец летал под колосниками, замирая в эффектно изогнутых позах и распахивая ноги в безразмерных разножках; он радостно наворачивал по восемь-десять пируэтов с неколебимой стабильностью вентилятора — и ни один язык не повернулся бы назвать трюками все эти полетно-вращательные чудеса, поскольку сам артист, уверенно вжившись в роль бога ветра, их как бы не замечал, не прилагая к исполнению видимых усилий. Кстати, Коя Окава вместе с партнершей, так же, как и бразильянка, трудятся в Татарском театре оперы и балета, так что, можно сказать, Казань и выиграла этот конкурс в категории «Дуэты». Именно трюки оказались главным аргументом в состязании старших солистов: армия азиатов (кроме китайцев, корейцев и японцев еще и многочисленные киргизы и казахи) вертелась и кульбитировала в воздухе уверенно и азартно. Жюри наградило наиболее стройных и академичных: первое место отдали уравновешенному казаху Бактияру Адамжану, который признался, что никак этого не ожидал. Второе заслужил красивый стройный китаец Ма Мяоюань, третье — невесомый Марат Cыдыков из Киргизии. А если прибавить к ним двух дипломантов из Казахстана и Китая, то следует признать, что европейских мужчин азиаты просто стерли с лица земли. Золото среди старших солисток взяла Эвелина Годунова, выступавшая за Латвию, но работающая в Южной Корее: крепкая солистка с отличным легким прыжком призналась, что на первое место никак не рассчитывала — и действительно, неповторимости и балеринской стати в ней нет. Второе место осталось вакантным, третье отдали Лилии Зайнигабдиновой, резкой и резвой солистке из Башкирии. На премию изящной китаянке Сунь Имен жюри почему-то поскупилось, оставив ее в дипломантках, равно как и крепконогую японку Мишио Оширо, готовую навертеть любое количество пируэтов. Среди балерин вообще не нашлось достойной этого звания: в категории «Дуэты» первую премию не присудили, вторую отдали казанской бразильянке, а третью с японкой Мидори разделила изысканная длинноногая китаянка Ао Динвэн — признаться, и здесь уроженки юго-восточной Азии выглядели заманчивее европейских коллег. В конкурсе балетмейстеров тоже доминировала юго-восточная Азия: первое место занял китаец Вен Сяочао, разделивший его с темпераментным чилийцем Эдуардо Зунигой, третье поделили две уже обласканные на родине китаянки, специалистки по массовым празднествам и прочим Олимпийским играм — Лю Тхинтхин и Чен Лун. Серебро разделили между Андреем Меркурьевым и Ниной Мадан. Еще трое россиян стали дипломантами. Подобная щедрость жюри удивляет, но не внушает особых надежд: все награжденные россияне ставят уже давно и без особого успеха. На этом конкурсе ярче всех выступила младшая группа: школьники до 18 лет оказались ярче старших, лучше выучены, танцевали технически чище, а главное — артистичнее. Подлинным открытием балетного состязания, ради которых, собственно, и стоит их проводить, оказался Иван Сорокин, 14-летний подросток из Сыктывкара, чрезвычайно одаренный (стопа с великолепным подъемом, огромный природный шаг, редкая музыкальность, удивительное чувство позы и прекрасное уверенное вращение) и к тому же отлично выученный в сыктывкарской гимназии искусств. Мудрый педагог запретила ему делать два тура в воздухе, дабы преждевременно не расшатать строгую вертикаль излишним форсом, и юный Иван делал одинарные, что отнюдь не помешало его триумфу. Увы, на третий тур отрок не прошел: по просочившимся из судейской бригады сведениям, для третьего тура он не подготовил вариации, поскольку не рассчитывал продвинуться так далеко. По слухам, мальчика уже зазывают к себе академии Москвы и Петербурга, организаторы нью-йоркского конкурса тоже приглашают поучаствовать, так что в Москву он приезжал не зря. Что до призеров, то распределить между одаренными детьми места было нелегко, и с итоговым выбором жюри можно спорить. Проще всего с мальчиками в категории «Дуэты»: к третьему туру их осталось всего двое, и Денис Захаров, академично безупречный 18-летний предвыпускник Московской академии хореографии, выглядел настолько основательнее своего соперника бразильца, что тому в итоге присудили лишь третье место. Распределение мест среди юношей-солистов тоже казалось очевидным: выпускник МГАХ Марк Чино, унаследовавший от матери-японки самурайскую выдержку, ровно и качественно провел все три тура, продемонстрировав отличную выучку и бесспорно заслужив первое место. Но вот на второе судьи неожиданно поставили другого выпускника МГАХ — Игоря Пугачева, довольно разболтанного юношу-трюкача с плохой стопой, негибкой спиной, раскиданными руками и замашками любимца публики. На третье место отодвинули Карлиса Цирулиса из Латвии — рослого, прекрасно сложенного, с отличными манерами и чистой техникой — явного балетного премьера. Главная битва развернулась среди девушек. В сольной категории золото присудили юной американке Элизабет Байер — 15-летней, но уже опытной конкурсантке с великолепной выучкой и данными (пять туров на пуантах для нее не проблема, равно как и диагональ больших releve — суровая проверка на крепость стопы). Длинноногая, еще не сформировавшаяся девочка выступала безупречно, но несколько однообразно — по-ученически благонравно. А вот 18-летняя красавица-кореянка Субин Ли, ошеломившая диапазоном равно убедительных ролей — от живчика-Лизы из «Тщетной предосторожности» до трагической Никии в «Танце со змеей», выглядела готовой балериной с огромными возможностями. Меж тем ее поставили на второе место — говорят, судьи не засчитали исполненную ею вариацию Кармен: хореография Альберто Алонсо 50-летней давности все еще не причислена к классике. Второе место с кореянкой разделила стройная китаянка Ли Сыи из Ляопина (труппу этого города как раз возглавляет член жюри Чу Цзидяао, третье почему-то не присудили никому, хотя обаятельную американку Лорен Хантер упрекнуть не в чем: 15-летняя девушка ни разу не погрешила против техники и отличилась обаятельным артистизмом. Золото в категории «Дуэты» тоже вызывает споры. Лидер этой части конкурса Сонми Пак — 17-летняя кореянка в первом же туре великолепно станцевала па-де-де из «Жизели» со сказочным красавцем Сангмином Ли из старшей группы (которому насудили всего лишь на диплом), в то время как ее соперницы проскакивали в коротких вариациях — оказывается, так положено по правилам внутреннего распорядка. Во всех турах Сонми выглядела состоявшейся, умной и тонкой балериной рядом с прилежными школьницами. И тем не менее разделила первое место с предвыпускницей МГАХ Елизаветой Кокоревой, девушкой бойкой, резвой, скорее натасканной, чем танцующей: партнера она не замечала вовсе, руками работала неосмысленно, улыбки не меняла ни при каких обстоятельствах, будто боясь, что смена гримаски навредит чистому исполнению заученных движений. Подобные компромиссы — с непременным награждением «своих» — в свое время сильно навредили московскому конкурсу, но инерция по-прежнему сильна: вероятно, член жюри и ректор МГАХ Марина Леонова имела слишком большой вес в судейской бригаде. Возможно, этим стоит объяснить и третье место (второе не присудили никому) Екатерины Клявлиной, отлично обученной девушки из школы «Гжель», станцевавшей свои па-де-де (в том числе сложнейшее из «Щелкунчика») с удивительным чувством меры, музыкальностью и естественностью — более высокая награда означала бы признание, что «народная» школа обучает не хуже (а то и лучше) главной академии. Впрочем, нет ничего удивительного в стремительном прогрессе школы: пару сезонов назад «Гжель» возглавил педагог-репетитор Большого театра Борис Акимов, специалист с мировым именем и экс-худрук Большого театра. В целом же решения жюри оказались достаточно адекватными, а сам конкурс — живее и бодрее предшествующих. И хотя невероятный гран-при в $100 тыс. не присудили ни одной из категорий, можно с уверенностью предположить, что и в будущем конкурс будет благополучен, раз уж на него начали водить президентов.