Арбитраж разберется в перевозке детей
Производитель адаптеров ремней безопасности судится с НАМИ из-за испытаний В Арбитражном суде Москвы начинается судебный процесс, который может прояснить, насколько безопасно использовать при перевозке детей не автокресла, а так называемые направляющие лямок ремней безопасности (адаптеры). В Росстандарте и институте НАМИ уверены, что лямки современным требованиям безопасности не отвечают, производители уверены в обратном. Эксперты говорят о том, что многие автовладельцы выбирают способ перевозки ребенке подешевле, «лишь бы гаишник не придрался». В органах ГИБДД, как выяснил “Ъ”, единого мнения по поводу направляющих лямок нет. Согласно действующим ПДД на заднем сиденье дети возрастом до 12 лет должны перевозиться с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней». На переднем сиденье ребенок может перевозиться только с помощью «детских удерживающих устройств». Термины «детское удерживающее устройство» и «иные средства» не расшифрованы в правилах. На прилавках магазинов, как правило, представлен широкий ассортимент товаров для перевозки детей: автокресла, бустеры, адаптеры ремней и так далее. Костромское ООО «Предприятие ФЭСТ» выпускает не автокресла в традиционном понимании этого слова, а так называемые направляющие лямки (адаптеры), позволяющие ребенку быть пристегнутым штатными ремнями. В 2008 году на официальной лаборатории TUV (независимая международная экспертная ассоциация в сфере транспорта) в Венгрии проводились испытания лямки ФЭСТ. Они показали, что действовавшим на тот момент правилам ЕЭК ООН 44–04 (в них отражены требования к детским удерживающим устройствам) товар соответствует. Национальное управление транспорта Венгрии выдало ФЭСТ официальный документ (утверждение типа), который действует до сих пор. На основе этих документов ФЭСТ получило в декабре 2016 года сертификат соответствия: на данный момент де-юре направляющая лямка ФЭСТ имеет статус «детского удерживающего устройства». С 2008 года в России было продано более 3 млн. таких лямок. Помимо детских удерживающих устройств компания ФЭСТ также делает автомобильные аптечки, наборы автомобилиста, сумки и т. д. В 2016 году один из покупателей пожаловался в Росстандарт на отлетевшую пуговицу у одной из лямок ФЭСТ. После этого случая Росстандарт инициировал испытания в лаборатории НАМИ с использованием манекена ребенка. Из протокола испытания следует, что лямка ФЭСТ правилам ЕЭК ООН 44–04 не соответствует: обнаружилось, в частности, что ребенок при резком торможении недостаточно эффективно удерживается, поскольку подвергается чрезмерным нагрузкам область живота (нижняя лямка ремня должна перенаправлять нагрузку на таз). В итоге Росстандарт завел в отношении ФЭСТ административное дело по ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку были нарушены требования техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ссылается на правила ЕЭК ОНН 44–04). Наложенный штраф составил 100 тыс. руб. Но ФЭСТ его обжаловала и обратилась в Арбитражный суд Москвы с целью оспорить протокол испытаний НАМИ: судебный процесс начинается завтра, 7 июня, на эту дату назначено предварительное слушание. Помимо этого было отозвано 27 тыс. направляющих лямок для третьей весовой группы (22–36 кг), сейчас они лежат на складах ФЭСТ. Основные споры между НАМИ и ФЭСТ возникли вокруг трактовки результатов испытаний. Дело в том, что для определения нагрузки используется специальная формовочная глина, помещаемая в манекен, на которой остаются следы от ремней. «С выводами эксперта о проникновении одной из частей детского удерживающего устройства в формовочную глину, имитирующую полость живота, мы не согласны,— пояснил “Ъ” юрист предприятия ФЭСТ Виктор Якунов.— Считаем данный вывод субъективным мнением эксперта». По словам господина Якунова, в соответствии с п. 5.3.2 приложения 8 Правил ЕЭК ООН «прогибание слоя формовочной глины однозначно не свидетельствует о проникновении в полость живота». При этом он отметил, что испытанию было подвергнуто одно устройство из одной партии. Виктор Якунов подчеркнул, что протокол испытаний, выданный венгерским испытательным центром, «является официальным документом и доказательством соответствия продукции техническим требованиям». «Данный протокол не отменен и никем не оспорен»,— подчеркивают в ФЭСТ. «Мы никогда не оспаривали легитимность официального утверждения соответствия, выданного технической службой Венгрии,— пояснил “Ъ” замгендиректора ФГУП “НАМИ” Денис Загарин.— Однако в последнее время у специалистов появляется все больше вопросов к венгерским протоколам испытаний, послуживших основанием для этого. Более того, в рамках мероприятий по государственному контролю мы констатировали факт, что отобранная продукция не соответствует обязательным требованиям безопасности, в том числе и по параметру проникновения в брюшную полость ребенка. Это подтверждают как имеющиеся фото- и видеоматериалы, так и испытания аналогичных приспособлений других производителей. В качественном и полноценном детском удерживающем устройстве такие проблемы отсутствуют». «Позиция Росстандарта по этому вопросу заключается в следующем: юридически у компании все документы есть, включая действующий сертификат,— заявил “Ъ” заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.— Но надо понимать, что этот документ лишь подтверждает соответствие продукции требованиям, действовавшим на момент испытания, то есть в 2008 году. Современным требованиям безопасности продукция ФЭСТ не соответствует, и это было определено в ходе наших испытаний». Как пояснили в Росстандарте, с 2008 года правила ЕЭК ООН 44–04 несколько раз ужесточались. По инициативе российской стороны была принята поправка (вступила в силу в феврале 2017 года), согласно которой разрешается использовать направляющую лямку только как «составной элемент детской удерживающей системы»: утверждаться в качестве самостоятельной удерживающей системы лямка не может (то есть использоваться вместо полноценного автокресла). Господин Кулешов заявил “Ъ”: теперь сертификация направляющих лямок теперь невозможна. «Росстандарт сейчас работает над решением проблемы, связанной с выдачей сертификатов соответствия в России: как правило, это происходит без каких-либо испытаний и проверок, просто оформляются документы,— отметил господин Кулешов.— Мы считаем необходимым упорядочить практику на рынке, не ущемляя прав добросовестного бизнеса, но защищая право потребителей на безопасность в использовании продукции». Любопытно, что отношение органов Госавтоинспекции к направляющим лямкам зависит от конкретного региона. Инспекторы ДПС нередко под объективы телекамер дарят лямки ФЭСТ родителям во время рейдов, посвященных безопасным перевозкам детей,— это происходило в Московской области, Санкт-Петербурге, Ставрополе. Призывы использовать ФЭСТ для удержания детей фигурировали в 2016–2017 годах в официальных сообщениях УГИБДД по Северной Осетии, по Воронежской области, по Хабаровскому краю. Параллельно с этим официально зарегистрированы случаи (данные ГАС «Правосудие»), когда инспекторы штрафовали водителей на 3 тыс. руб. за применение лямки ФЭСТ вместо автокресла в Москве, Московской области, Кемеровской, Архангельской областях, Татарстане, в Республике Коми, Приморском крае. Часть постановлений впоследствии была отменена судами по жалобам водителей, часть — оставлена в силе. Один из водителей, оштрафованный за ФЭСТ в апреле 2016 года, дошел даже до Верховного суда, который также отметил штраф. В официальном сообщении УГИБДД по Ивановской области (опубликованном в марте 2017 года) прямо говорится, что самыми распространенными травмами от направляющих лямок ФЭСТ являются «повреждение брюшной стенки, внутренних органов, грудной клетки, повреждение позвоночника, ушибы почек, закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга». Президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре отмечает, что автовладельцам порой сложно разобраться в теме безопасной перевозок детей из-за большого количества технических деталей. «А из-за недобросовестной рекламы у многих складывается впечатление, что направляющая лямка может полностью заменить собой кресло, но это глубочайшее заблуждение,— говорит он.— Она может быть в лучше случае дополнением к бустеру, но если он подобран правильно, то лямок-адаптеров и не требуется, ремень проходит там, где надо. Если же родителем принято решение отказаться от лямки в пользу нормального автокресла, нельзя забывать про большое количество контрафакта на рынке. Поддельное автокресло в ряде случаев может покалечить ребенка даже хуже, чем штатный ремень». Многим родителям зачастую важна не безопасность ребенка, а чтобы инспектор «не придрался», отмечает главный редактор передачи «Главная дорога» Илья Скрябин, в результате выбираются не традиционные автокресла, а их заменители. Иван Буранов