Далеко не все водители проходят предрейсовый медосмотр
Если у человека высокая температура или повышенное давление, то за рулём он почти так же опасен, как пьяный – адекватность реакций нарушается. Если я заболею «Зачастую медицинский осмотр шофёров – лишь формальность. А если речь идёт о дальних рейсах, то даже при желании дальнобойщик никак не может пройти предрейсовый медосмотр», – говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав ТРУНАЕВ. Начальник УГИБДД по НСО Сергей ШТЕЛЬМАХ привёл тревожную статистику – 6000 нарушений ПДД допустили за четыре месяца 2017 года водители пассажирского и грузового транспорта. 80% нарушений так или иначе связаны с тем, что шофёр в момент нарушения испытывал недомогание. Проблема злоупотребления алкоголем, что греха таить, тоже стоит очень остро. «Когда общаюсь со своими коллегами из других регионов, они говорят, что очень часто дальнобойщиков вытаскивают из-за руля в состоянии опьянения», – поделился Сергей Штельмах. Вопрос доступности медицинских услуг остро стоит не только для водителей-дальнобойщиков, но и для работников железнодорожного транспорта, речного флота, геологов, нефтяников. О каких врачах может идти речь в глухой тайге, за сотни километров от цивилизации? Виртуальные врачи Решить проблему можно было бы с помощью телемедицины. Само понятие не так уж и ново. Врачи уже используют современные средства коммуникаций для консультаций и консилиумов. Но чтобы легализовать применение телемедицины в сфере профосмотров, нужен соответствующий федеральный закон. Его проект внесли в Госдуму в мае 2017 года. Однако перспектива внедрения «виртуальных врачей» вызвала жёсткое сопротивление со стороны реальных медиков. Заместитель главного врача Новосибирского областного наркодиспансера Ольга ПАТРИКЕЕВА считает, что прибору не под силу «вычислить» наркомана. Телемедицинский терминал может только определить содержание спирта в выдыхаемом воздухе. Врач-нарколог, обследуя пациента, обращает внимание на состояние кожных покровов, величину зрачков, отслеживает спонтанные реакции человека. Доктор медицинских наук Мавлюда ДЖУРАБАЕВА тоже опасается, как бы замена живых врачей высокотехнологичными приборами не превратилась в профанацию медицины – ни один прибор не в состоянии уловить всех нюансов самочувствия человека. Тем не менее уж лучше виртуальный медосмотр, чем совсем никакого. Сейчас средняя себестоимость одного предрейсового медосмотра – 30–40 рублей. Сюда входят затраты владельца автотранспортного предприятия на содержание врачей и медкабинета. Авторы законопроекта о телемедицине подразумевают, что телемедицинские терминалы будут устанавливаться на объектах придорожного сервиса на средства разработчика системы, а свои вложения он «отобьёт» за счёт договоров, которые заключат игроки рынка с системой и медцентрами. Себестоимость одного виртуального медосмотра – порядка 25 рублей. «Но вот вопрос: если водитель совершит ДТП, то будет ли легитимным в суде талон о прохождении медосмотра, выданный медицинским терминалом?» – интересуется замгендиректора компании «Лонгран-Логистик» Алина АТЛАНОВА. Юристы утверждают, что, пока не принят закон, скорее всего, нет. Обследование по Интернету В последнее время все только и говорят о телемедицине – дескать, гениальное изобретение человечества: приложил палец к экрану и прибор выдаёт параметры твоего здоровья. Кто-нибудь испытывал это на себе? Корреспондент «АиФ Сибирь» Владимир ВИКТОРОВ проверил, как работает телемедицинский терминал для предрейсового осмотра водителей. Он способен измерить температуру, артериальное давление, определить количество алкоголя в выдыхаемом воздухе. Затем водителю предлагается тест на внимательность. Например, выбрать из движущегося массива геометрических фигур только квадраты зелёного цвета. Вся информация отправляется врачу, который сравнивает полученные показатели с параметрами здоровья, утверждёнными ВОЗ. Если всё соответствует, врач ставит резолюцию «допущен» и свою электронную подпись. Если какой-то параметр не укладывается в норму, то для врача это повод нажать «красную кнопку», таким образом не допустив водителя к работе, и порекомендовать ему обратиться к живому медику. Кстати, Владимир Викторов допуск к вождению автомобиля не получил, так как, показав ноль промилле и давление 120/80, не смог справиться с тестом на внимательность. «Уставший или невыспавшийся человек не пройдёт этот тест», – сделал свой вывод журналист. Директор «Института регионального маркетинга и креативных индустрий» Лада ЮРЧЕНКО мечтает, чтобы такие приборы устанавливали на дверях подъездов жилых домов: «Показал прибор, что у человека температура, – дверь заблокировалась. Нечего ходить и заражать других. Система уловила пары алкоголя – в таком состоянии тоже лучше не выходить из дома. Во всяком случае, лучше для окружающих».