После Гамлета: «Выступать на улице не стыдно, но тяжело»
История с мальчиком, читающим стихи на Арбате вновь всколыхнула в обществе споры относительно уличных артистов. Работают они или попрошайничают, не могут устроиться на нормальную работу или не хотят, имеют право просить денег у прохожих или должны выступать молча, давать им лицензии или не давать — вот такие «шекспировские» вопросы. Обо всей подноготной жизни людей, выступающих под открытым небом, нам рассказала незрячая певица Юлия Дьякова. Юлю часто обвиняют в том, что она работает в составе «мафии попрошаек»: дескать, собирает деньги не только себе, но и «смотрящему», поэтому ее не прогоняют из переходов и метро. Она, отрицающая причастность к каким-либо криминальным группировкам, лишь недавно поняла, откуда растут ноги этих обвинений. Оказывается, пока девушка пела, к ней пристраивались посторонние сборщики, от ее имени подходили к прохожим и просили денег. Таких людей называют «аскерами» — от английского глагола ask – просить - Я пела на улице. Вдруг подошла ко мне женщина и спросила: «Кто тебя сюда приводит?». Я засмеялась, говорю ей «Вон моя крыша в будке спит. Меня собачка приводит. Другой крыши нет у меня». А она рассказывает, что рядом со мной просила милостыню женщина, долго на меня смотрела, подошла, поводила руками у лица, убедилась, что я ничего не вижу, и начала собирать с прохожих деньги, представляясь моей матерью. Люди останавливались, давали деньги — вроде для меня... Наконец один мужчина ей сказал, что знает меня, видел мою маму, а эта женщина никакого отношения ко мне не имеет. Тогда она быстро ретировалась вместе с деньгами. А несколько лет назад у меня был случай на Фрунзенской: я тогда стояла пела, вдруг подходит мужчина и спрашивает: «Это ваша цыганка?». И объясняет, что рядом со мной ходит цыганка и говорит, что собирает деньги мне на операцию. Вот так и рождаются слухи... Но я официально заявляю, что я работаю всегда одна, к прохожим не пристаю и специально денег не прошу, кому нравится мое пение — кладет в пакет. И я считаю, что все уличные артисты должны так работать. Наша задача людям приносить радость, а не раздражать. - А почему других певцов прогоняют, а тебя — нет? - Сейчас в Москве есть несколько разрешенных площадок, оттуда никого не прогоняют. Даже более того, когда я пою на Третьяковской, полиция мне помогает до этой площадки добраться. Разрешено выступать в парках, обычно никого не прогоняют из переходов. Был случай, я пришла в Ленинскую библиотеку писать преддипломную курсовую. Я могу «читать» плоскопечатные книги со специальным устройством — сканером с синтезатором речи. Однако в библиотеку его пронесли не разрешили, сказали, что я должна отксерокопировать книгу и дома уже распознавать. Достаю деньги, чтоб сделать копии — не хватает. Ну, я вышла к дверям библиотеки и стала петь. Люди подходят, благодарят. Вдруг какая женщина подняла крик. Типа цыгане совсем охамели, уже и у библиотеки стоят. Оказалось, что это работница библиотеки. Я ей ситуацию объяснила, показала студенческий билет. Все закончилось хорошо, мне даже выделили отдельный стол и впоследствии всегда помогали. В качестве извинения работники библиотеки покормили меня в своей столовой - Уличным артистам сейчас выдают лицензии? - С этим, конечно, есть засада. Чтоб получить лицензию, надо предоставить свои профессиональные записи, а сделать их стоит дорого. Я пробовала послать видео — меня друзья на телефон снимали, как я пою на улице, у меня отказались принять такое. Но, к счастью, пока лицензии нужны только для выступления в метро, на открытые площадки это не распространяется. Я думаю, лучше бы было, если б мэрия потратила время и организовала прослушивания, так было бы и лучше, и честнее. В метро, конечно, выступать приятнее — ты и от погоды не зависишь, и безопаснее. В переходе могут напасть, деньги украсть, даже мне несколько раз резали пакет. Но можно и безо всяких лицензий, если у тебя есть ИП. Я его открыла еще в 2013 году. Если вдруг у кого-то какие-то претензии ко мне, вот, пожалуйста, документы, я честно плачу налоги. - Ходят слухи о баснословных заработках уличных музыкантов, якобы за день можно заработать 10-15 тысяч, а если каждый день на улице играть... - Нет, конечно, обычно это около пары тысяч в день. Но сейчас много разных сельскохозяйственных ярмарок и фестивалей, там, конечно, выгоднее работать. Во-первых, приглашают сами продавцы, они говорят, что под пение и музыку люди покупают лучше. Во-вторых, постоянно чем-то угощают, домой потом уносишь сумки продуктов. Сейчас, например, ягоды дорогие, клубника и черешня по 300 рублей, покупать не могу себе позволить, а на ярмарке угощали, несколько дней их ела бесплатно. - Ты общаешься с другими уличными музыкантами? Как в тех кругах обсуждают историю с «шекспировским» мальчиком? - Конечно, мы все бурно обсуждаем этот инцидент. Слепые музыканты очень обиделись на Диану Гурцкую, которая заявила, что все равно — стоит человек просто с табличкой «Подайте на операцию» или играет. Но она рафинированный интеллигент, выросла в другом мире, где не нужно думать о том, что поесть и что надеть. Ей просто не понять проблем других слепых, которые идут к своим звёздам через тернии, и никто им при этом не помогает. Например, мой слепой друг Вячеслав 18 лет пел на Преображенском рынке, прежде чем его взяли на работу в санаторий в Подмосковье. А он классный вокалист. Разбушевавшимся друзьям я говорю: что вы обижаетесь на человека, который вас не понимает? Это как принц Гаутама, который живёт в тепличных условиях. Живёт и не знает реальность «слепецкой» жизни. А насчет того, что Диана за полицию вступилась, тут я с ней соглашусь, я от полиции в принципе ничего плохого не видела, только помощь. Давным-давно у меня была ситуация, когда в переходе охранник просил, чтобы я ему 300 рублей «отстегивала» за каждое выступление. А от полицейских таких предложений не было. - И все-таки про Оскара — стоит или не стоит именно ребенку выступать на улице? Тебе приходилось это в детстве делать? - Нельзя сразу обвинять родителей в том, что ребёнок вышел на улицу петь или читать стихи. Ситуации бывают разные. В каждой ситуации надо очень тонко разбираться. Оскара очень жаль. Кто знает, заставили его читать стихи на Арбате, сам он решил помочь своим родителям или это был творческий порыв? Тут надо разбираться, но разбираться без осуждения и злобных комментариев в Интернете. Может быть, семье просто надо помочь материально. А родители должны понимать, что выступать на улице небезопасно. Сама я тоже в школьные годы пела на улице с одноклассниками своими. В электричках пели. Школа у нас была хорошая, нас прекрасно учили, но государство на слепых детей денег жалело. Лишь в последние годы в интернате все резко изменились, стали хорошо кормить, появились хорошие учебники и технические средства реабилитации, даже деньги на одежду давали. А были очень тяжелые времена, когда кормили одной перловкой. Что делать в таком случае слепым детям? Есть-то хочется. Мы даже колядовать ходили, нам давали сладости и яблоки. Потом начали петь по электричкам и на улице. И в семье все было непросто. Когда родители развелись, я уже заканчивала школу, и поняла, что теперь уж точно нужно маму освободить от этих трат, покупать самой хотя бы хотя бы одежду. Помню, как на заработанные в электричке деньги мы с моей одноклассницей Настей покупали мне джинсовый костюм... Еще я собирала в электричках деньги на подготовительные курсы перед поступлением в вуз, понимая, что мамина зарплата такой возможности дать мне не может... Многие говорят, что артисты уличные — это просто лентяи, которые не хотят работать. Но это тоже неправда. Многие просто не могут найти работу, особенно слепые. Я бы посоветовала тем, кто говорит такие оскорбительные вещи про артистов попробовать самим поработать так и в снег, и зной, и в дождик проливной, когда это — единственный источник существования. Я, например, мечтаю о постоянной работе со стабильным заработком. Быть уличным музыкантам не позорно, но тяжело. В студенческие годы так ещё можно жить, в молодости. Но жизнь идёт, и здоровье тоже не вечное. А для того, чтобы работать на улице, здоровья нужно немерено.