У меня идут года, будет мне…, кем работать мне тогда…
Об отношении подростков к труду.«Бог требует от человека труда, усилия и делания» — эти слова принадлежат древнему пустыннику преподобному Макарию Египетскому. Подвижник оставил все мирское, довольствовался лишь самым необходимым и вполне мог не трудиться. Но оказалось, что для достижения духовного совершенства необходимо соединять внутренний подвиг по исправлению своей души с телесными трудами. Таким образом, физический труд важен для духовного совершенствования. В святоотеческом учении труд выступает как один из основных, универсальных принципов человеческого бытия. Даже в раю первым людям Бог заповедал трудиться над духовным преображением материального мира. И в земной жизни, по утверждению преподобного Антония Великого, телесный труд является орудием добродетелей, спасительным для человека. А праздность авва Исайя называет смертью и погибелью души, и она есть мать всех пороков. Вот как велико значение труда в главном деле нашей временной жизни — усвоении вечного спасения, дарованного нам Иисусом Христом. Я неслучайно затронул эту важную тему. Сейчас, в конце весны и начале лета, многие выпускники средних школ и других учебных заведений решают вопрос: кем быть, какому роду деятельности посвятить свою жизнь? Их выбор осложняет общепринятое отношение к труду, которое в последнее время существенно отличается от святоотеческой позиции, веками сохранявшейся в нашем народе. Еще несколько десятилетий назад труд на земле представлялся естественным, причем не только в сельской местности. Почти у каждой городской семьи был земельный участок: или непосредственно рядом с домом, или в деревне у родителей, или в дачном кооперативе. Садово-огородное хозяйство вели многие жители нашей страны. Выращенный своим трудом урожай кормил в течение всего года, и все в семье, включая детей, были вовлечены в работу на участке. Как правило, перед тем как отправиться играть или купаться, школьнику надо было выполнить полученные от взрослых задания по уходу за садом и огородом: прополоть, полить, вскопать, собрать и так далее. Кроме того, у всех, включая младших членов семьи, были свои обязанности по дому или квартире. Разумеется, ребенку определялись посильные в его возрасте занятия. И нередко он хотел поскорее вырасти, чтобы трудиться наравне со старшими. Ведь и взрослые не сидели дома без дела, и дети это видели. Повседневный труд являлся нормой жизни для всех людей. Прослыть лентяем было большим стыдом. Примеры трудолюбия дети видели и в своем окружении, и в книгах, и в кино. Героем экрана часто был человек труда. Причем фильмы снимались о людях самых разных профессий. Положительные герои были не только трудолюбивыми и ответственными за свой труд людьми, но и подлинными мастерами своего дела. Повзрослевшие дети рано выходили на работу. Таков был общий порядок: сразу по достижении совершеннолетия начинать самим обеспечивать себя, приносить деньги в дом. Желая продолжить образование, многие молодые люди совмещали учебу с работой. Но не так давно, лет двадцать назад отношение к физическому труду стало меняться. Он стал малопривлекательным, непрестижным. Многие городские жители утратили интерес к своим участкам, и земля в родительском доме заросла бурьяном, да и много деревень вымерло. Современные дети, как правило, не имеют опыта работы на земле. Им неведомо удовольствие съесть морковку или клубнику, выращенную своим трудом. Не осознают они и саму необходимость повседневного труда. Детей стали больше загружать «развивающими» занятиями и практически освободили от обязанностей по дому. Очень многие подростки совершенно убеждены, что вся бытовая «рутина» их нисколько не касается. Пусть технический прогресс и позволяет в наши дни затрачивать гораздо меньше усилий и времени на бытовые хлопоты, но совсем отменить физический труд невозможно. В первую очередь, он нужен ребенку для нормального развития его как личности. От привычки к труду во многом зависит и способности человека к самореализации и адаптации в социуме. Превратное восприятие физического труда у молодежи порождает проблемы в области занятости. Всеобщая нацеленность на успешность только усугубляет ситуацию. Когда речь идет о выборе места работы для ребенка, родители чаще руководствуются не его способностями, подготовленностью, особенностями характера и реальной пользой выбираемой профессии, а наличием протекции, престижностью специальности или учебного заведения, ожидаемым доходом или особыми условиями труда. И героями телеэкрана теперь редко бывают рядовые труженики, мастера своего дела. Неудивительны поэтому крайняя мечтательность, оторванные от реальности устремления молодежи. В школе ребенок обдумывает не будущую работу и пользу, которую он принесет семье и обществу, занимаясь нужным людям делом, а о том, как после учебы купит себе машину, квартиру и поедет в Европу. Как будто только исполняется 18 лет — и какой-то джин из бутылки дает человеку машину, квартиру, а в Европе ждут, не дождутся, когда он к ним приедет. Но школьник не виноват — все вокруг только и говорят о материальных результатах, а не о труде, которым они достигаются. Любой по-настоящему любящий родитель заботится, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, овладел необходимыми для повседневной жизни навыками и умениями, чтобы его будущая профессия была реальным делом. Не все в жизни определяется только возможностью получать большие деньги. Но как объяснить сегодняшним подросткам, что быть квалифицированным профессионалом, работать, преодолевая трудности, отдавать себя людям — все это тоже приносит радость, и не меньшую, чем избыток вещественных благ? В этом может быть полезна современная художественная литература, которая формирует у подростков и юношества правильное отношение к труду. По крайней мере, такие художественные произведения способны вызвать у молодежи размышления на эту тему. Читая в книгах о людях труда, школьник задумается и о своей судьбе, захочет подойти к выбору жизненного пути осмысленно и не станет слепо воспринимать нынешние стереотипы. На мой взгляд, такие произведения можно найти в творчестве протоиерея Ярослава Шипова. Одно из них — рассказ «Уездный чудотворец». Вся жизнь главного героя — фельдшера Ивана Фомича — пример жертвенности. Он безоговорочно, «не вздохнув даже, смиренно отправлялся к больному». В любое время суток и в любую погоду он отзывался на просьбу о помощи, лечил «и народ, и скотину». Главной причиной его самоотверженности была даже не бесспорная полезность его труда, а «что жизнь свою Иван Фомич воспринимал до невероятности однозначно — как служение». Его семья жила на весьма скромное фельдшерское жалованье и тем, что давал огород. Ведь брать деньги за лечение Иван Фомич категорически отказывался. Рассматривая свою профессиональную деятельность, как свой «человеческий долг на земле», он «нисколько не роптал на неудобства». Автор показывает, что такое благоговейное отношение к своей работе, и вообще к любому делу освящает всю жизнь человека. Сегодня у многих людей сложилось превратное представление, что хорошая работа — это непременно высокая зарплата и малая загруженность: чтобы «почти ничего и не делать или если уж делать, то только то, что самому интересно и нравится». Детям, молодежи, да и многим взрослым следует знать о существовании людей подобных Ивану Фомичу, с их высокой жизненной позицией. Такие же безотказные труженики живут и среди нас, но их скромный подвиг малозаметен. В повседневной суете и спешке легко воспользоваться их трудом и «пробежать» мимо, нисколько не задумываясь, насколько достойного человека и высокого профессионала послал нам Господь. Совсем иное отношение к труду Ярослав Шипов изобразил в рассказе «Мусульманин». Автор замечает, что двое праздно стоящих рабочих не спешат воспользоваться своими кувалдами, пока третий работает, не покладая рук. Молодые, полные сил мужчины безучастно стоят рядом в ожидании, когда тот в одиночку выполнит всю работу. Автор — священник и человек, гораздо старше их — не произносит ни слова упрека в их адрес, но готов сам взять в руки тяжелый инструмент, чтобы помочь добросовестному работнику. Его сердечное намерение пробуждает совесть молодых людей. Они присоединяются к работе, и втроем быстро ее завершают. В работе добрый пример воздействует на окружающих сильнее любых обличений, укоров и нравоучений. Об этом стоит помнить взрослым, желающим привить трудолюбие молодежи. Возвращению городских жителей к труду на земле посвящена повесть «Осень в Задонье» Бориса Екимова — лауреата Патриаршей литературной премии прошлого года. Также на конкурсе «Просвещение через книгу» этой повести было присуждено первое место в номинации «Лучшее художественное произведение». Наряду с выразительным языком всей прозы Бориса Петровича следует особо отметить правдивость жизненных ситуаций и глубину характеров героев данной повести. Всеми средствами автор показывает, как неистребимая любовь донского казачества к своей земле возрождает из небытия разрушенный и почти уничтоженный вековой уклад его жизни, укорененный в служении Богу и Отечеству. Главный герой повести Иван Басакин вырос в райцентре, где женился и работал на заводе. Там же родились его дети, и семья успела получить квартиру до того, как в экономике страны и во всем государстве произошли изменения, которые резко изменили жизнь людей в райцентре. Заводы закрылись, привычной работы не стало. Кто-то устроился работать охранником, кто-то занялся торговлей. Ивану не подходило ни то, ни другое. Пробуя перевозить сначала пассажиров, а потом грузы на большие расстояния, он столкнулся с массой трудностей, не связанных с его компетентностью и профессионализмом. Слишком много «неписаных законов» было в труде частного водителя. Так, однажды он не смог доставить груз по назначению из-за вопиющего произвола на дороге. Наконец Иван обрел постоянную работу, доставляя в город продукты из хозяйства своего родственника Аникея Басакина. Тот крепко обосновался на земле: засевал поля, разводил скот, вел промысел рыбы, и многое другое было поставлено у него на широкую ногу. На новой работе Иван увидел, как ведет хозяйство его родственник и многие его соседи, переехавшие в степные просторы из разных регионов страны. Это пробудило в Иване тягу к своему делу, и он ощутил в себе нарастающее желание постоянно жить и работать на родной земле. В осуществлении этого намерения Ивану готов помочь Аникей. И не только он. Все члены семьи, по-своему выражают свою поддержку. Жена Ольга сначала сомневается в реальности замыслов. Она выросла на хуторе и не понаслышке знает, сколь нелегок сельский труд. К тому же она хорошо осознает, что сейчас не все определяют законы, и реальных опасностей в фермерской деятельности немало. Но убедившись, что муж решительно настроен завести свое хозяйство, Ольга соглашается ехать на село вместе с ним. Работая агентом, она может находиться в райцентре не постоянно, а по необходимости, и в остальное время помогать Ивану в их общем хозяйстве. Младший сын Тимоша приходит в восторг от жизни на селе, куда он приезжает вместе с отцом. Ребенок восхищается красотой деревенской природы, его радуют домашние животные, птицы, подаренный Аникеем жеребенок. Тимоша готов все время проводить на природе, работать вместе с родителями. Но ребенку надо учиться, а школы поблизости нет, поэтому Иван живет на своей земле постоянно, а другие члены семьи вынуждены временами оставлять его одного. Но они всегда приезжают к нему при первой возможности. Автор не идеализирует сельскую жизнь. Избегая надуманности, он честно описывает трудности, которые приходится переживать Ивану и его домочадцам, поднимая хозяйство буквально с нуля. Так, однажды их своевольный сосед, будучи уверен в своей безнаказанности, ощутимо вредит хозяйству Ивана и причиняет Тимоше, который в это время оставался там один, немало переживаний. Но Ивана при всех злоключениях утешает сознание, что он занимается настоящим трудом как и многие поколения его предков. На селе он нашел то, к чему стремилась его душа, и только эта трудная работа представляет собой истинную ценность. В завершении повести Бориса Екимова не сказано о нереально богатом урожае. Не дает писатель и однозначно радостного прогноза о будущем своих героев. Финал повести во многом остается открытым, и это присуще серьезной литературе. Но определенно ясно, что Иван и его семья нашли свое место в жизни, что они не бросят начатое, несмотря на все труды и переживания, ожидающие их на выбранном пути. Само по себе их возвращение к земле, к подлинному труду позволило им многое пережить и осознать по-новому. Они убедились, что их близкие, родственные отношения стали намного крепче в результате непростых испытаний, преодоленных совместно. Хотелось бы обратить внимание еще на одну сюжетную линию повести «Осень в Задонье»: укрепление связи поколений в роду Басакиных. Это прослеживается не только по нисходящей линии: от отца к сыну, но и по восходящей — возвращение Ивана к сельскому труду улучшает его взаимоотношения с отцом. В пору всех изменений в жизни страны старший Басакин единственный в семье не лишается привычного дела. Профессия землемера никогда не утрачивает своей актуальности. На первый взгляд может показаться, что у Тимофея Ивановича характер жесткий до черствости. Сыновей, которым не хватает его хладнокровия и деловой хватки, он упрекает в бесхребетности. Причиной их излишней эмоциональности он считает материнское влияние и с иронией называет свою супругу «мамочка Рая». Сам он старается точно выполнять свою работу, не поддаваясь чувствам. Но внимательный читатель заметит, что Тимофей Басакин — истинный труженик, и его отношение к работе заслуживает уважения. Это вовсе не черствый человек, равнодушный к чужим проблемам, а сильная натура, сдержанная в проявлении своих чувств. Опытный землемер четко выполняет свои обязанности, вымеряя строго по документам участок нового хозяина земли. Он ничем не может помочь жителям станицы, которые после этого размежевания лишаются пастбищ для своего скота. Не сказав им ни слова утешения, Тимофей Иванович садится за руль и уезжает, а потом не помнит, как теряет сознание. Впоследствии при плановом обследовании у него обнаружат на сердце шрам от перенесенного «на ногах» инфаркта. Но «мамочке Рае» он ничего об этом не скажет, оберегая чуткую жену от лишних волнений. Когда Иван только задумался о своем хозяйстве на хуторе, его престарелый отец воспринимает это без восторга, заостряя внимание сына на возможных трудностях. Несколько ворчливо, но ненавязчиво он напоминает, что такие решения семейный человек принимает не один. А в конце разговора Тимофей Иванович без пафоса говорит, что если решение сына твердое, то он будет помогать. И впоследствии действительно помогает неоднократно: в самом начале трудов и после разорения сада и огорода, которое произвели козы соседа. Старик Басакин сначала с горечью подмечает, сколько крепких растений испорчено, перечисляет особенно удачные сорта, но тут же переключается на деятельную помощь: обещает привезти и вскоре привозит новые саженцы. Таково родительское служение: не только направить словом, дать совет, но и делом поддержать в трудную минуту. Подросткам, молодежи и родителям полезно читать книги об истинных тружениках, которые обретают радость в плодотворном труде. Роль положительного примера и силу воздействия художественного слова нельзя недооценивать. Такая литература особенно подходит для семейного чтения, дает повод для заинтересованного обсуждения, позволяет увидеть свое место в жизни семьи. Законы нашей земной жизни суровы: многими трудами и скорбями подобает нам обрести счастье вечной жизни с Богом (ср. Деян. 14, 22). Но человек существует не один, его окружают другие люди: родственники, друзья, знакомые и незнакомцы. Всех апостол призывает носить тяготы друг друга, исполняя закон Христов (ср. Гал. 6, 2). Как нам осуществить его слово в реалиях обычной жизни? В сущности, ответ на этот вопрос по-своему раскрывают все рассмотренные художественные произведения. В этом и заключается их духовная польза для читателей.