Город барьеров. Что мешает Воронежу стать центром инклюзивного туризма

Каждый согласится, что исторический центр Воронежа - это место, где приятно прогуляться в погожий день, интересно пройти с экскурсоводом на пешей прогулке и куда не стыдно привести заезжего туриста. Гуляя по проспекту Революции, Театральной, Карла Маркса, Никитинской, мы не часто смотрим под ноги, заглядываясь на красивые здания Замятнина и рассматривая афиши городских театров. А вот руководитель центра «Доступная среда» Александр Попов вместе с активистом Игорем Черноусовым проехал по туристическим местам Воронежа на своей инвалидной коляске и понял, что для людей с ограниченными возможностями такая экскурсия – настоящее испытание. Каждые 30 метров - барьер О результатах технического аудита главных туристических маршрутов областного центра общественники рассказали на круглом столе в рамках Воронежского туристского форума. Результатом работы Александра Попова и Игоря Черноусова стала интерактивная карта, на которой указаны все неудобные точки для колясочника на двух туристических маршрутах по центру города. Результаты удручающие. Получается, через каждые 30-50 метров дороги в самом центре города человек с ограниченной мобильностью встречает барьер. (На карте каждый барьер помечен точкой разного цвета. Чем темнее - тем более неудобен участок маршрута для прохождения его на коляске). Например, у театра драмы не закрыты ливневки. В них попадает колесо коляски и застревает в желобе. Выбраться из такого капкана одному колясочнику сложно. Где-то нет пандусов, а где-то, например, у ж/д вокзала, бетонный пандус уже разваливается. На тротуаре на пересечении Никитинской и Карла Маркса занизили бордюр, но с первого взгляда видно – сделано это формально. Бортик все равно слишком высок, чтобы инвалиду можно было комфортно с него съехать. Деньги потрачены, а результата нет. «Если бы все работы, которые были выполнены на всех этих улицах, были доведены до ума, количество барьеров для инвалидов снизилось бы на треть. Нет системы контроля за этими вещами. Работы формально выполнены, деньги освоены, но по сути все это нужно переделывать. А это дополнительные затраты. Все эти меры будут неэффективны, если не выстроится сама система приемки этих работ», - считает Игорь Черноусов. Активисты считают, что принимать работы по программе «Доступная среда» должны те, для кого эта среда и создается. Начальник отдела организации дорожной деятельности управления дорожного хозяйства Воронежа Иван Селиверстов выслушал все замечания общественников и пообещал наладить общение с центром «Доступная среда», чтобы бороться с ними вместе. Проблемы есть, но они решаемы А пока по еще не идеальным маршрутам уже начали проводить экскурсии. Первая прогулка для людей с ограниченными возможностями прошла 29 апреля. Провели ее волонтеры организации «Воронеж без барьеров». 30 человек прошли по центру города вместе с экскурсоводом Еленой Устиновой. Пока экскурсанты узнавали историю воронежских зданий, организаторы первой такой прогулки «без барьеров» подмечали сложности, которые вставали перед ними. «Все участники нашей экскурсии передвигались на колясках с электрическим приводом. На таких ездить гораздо легче. А вот если коляска не оснащена приводом, такой маршрут – от памятника Петра до памятника Пушкину с заездом к Есенину – выдержать трудновато, - рассказала сотрудник туристко-информационного центра Ольга Палий. - Маршрут был проложен по центру города. Но одно дело, когда здоровые люди идут по проспекту Революции, а другое – люди с проблемами здоровья. На экскурсии были колясочники, ребята с ДЦП и даже одна женщина, недавно пережившая инсульт. Им просто негде было остановиться и посидеть. Оказалось, что в городе маловато лавочек. Нужно следить за экскурсантами, не устали ли они. Нужен медработник и радиогиды, чтобы в шумный день все мои услышать экскурсовода. Ещё одна проблема - собрать маломобильных людей на экскурсию. Для этого нужен спецтранспорт. Ведь такие люди часто не могут даже самостоятельно покинуть свою квартиру. Здесь огромный комплекс проблем серьезных, но я не могу сказать, что нерешаемых. Мы должны решить их вместе». Кстати, как рассказал замруководителя управления транспорта Воронежа Владимир Бухонов, проблема с транспортом, пригодным для инвалидов, в городе постепенно решается. Сегодня из 320 автобусов большой вместимости 117 приспособлены для колясочников. Но чтобы зайти в автобус, нужно, чтобы он подъехал вплотную к остановке и чтобы водитель опустил пандус, вышел и помог пассажиру зайти. Все водители таких автобусов проинструктированы, как подъезжать к остановкам и пользоваться пандусами, но не все спешат на помощь «неудобным» пассажирам. «Лично мне пользоваться низкопольным автобусом не посчастливилось, - говорит Александр Попов. - Ни разу не было такого, чтобы автобус подъехал к остановке и водитель вышел на помощь». Активисты предложили поставить на городских остановках специальных наблюдателей, которые следили бы, как водители исполняют предписания. Поможет ли такой контроль исправить ситуацию, покажет время. Ситуация меняется Но даже приспособленные дороги и транспорт не помогут развитию инклюзивного туризма, если сами перспективные туристы все также будут настороженно относиться к миру за пределами своей квартиры. «Для человека с инвалидностью самой большой страх, что, отправляясь в любой путь, в любое новое место, он не сможет в какой-то момент справиться, что ему не окажут помощь, что там не будет условий, чтобы его принять – элементарного пандуса или специального санузла, - рассказывает Александр Попов. - Здесь мало повесить таблички и поставить информационный столб. Нужен источник, где будет сосредоточена вся эта информация. Наш центр сейчас занимается созданием карты доступности Воронежской области, которая поможет любому жителю или гостю города с инвалидностью узнать, а что для него предусмотрено в том или ином учреждении или театре». Кроме того, центр совместно с музеем Крамского начнет делать адаптивные модели экспонатов и видео-гиды по этим экспонатов. В планах у активистов сделать тактильную модель Адмиралтейской площади и древней воронежской крепости, а также выпустить специальные тактильные альбомы, с помощью которых незрячие люди смогут «рассматривать» туристические достопримечательности Воронежа. Туристический информационный центр Воронежской области совместно с властями занимается развитием инклюзивных туристических маршрутов. Они создали карту «Доступный Воронеж» и одноименный ролик, в котором показаны перспективы развития инклюзивной среды в Воронеже. Этот сюжет облетел полстраны, он демонстрировался на крупнейших площадках, в том числе, на экономическом форуме во Владивостоке. «Прямо сейчас я чувствую, что участвую в том, как меняется история Воронеж. Это что-то большое, новое, революционное, - прокомментировал Александр Попов. – Вспомните хотя бы тот замечательный пляж для инвалидов, который удалось сделать в прошлом году. В этом году начнется работа по адаптации пешеходных маршрутов и различных учреждений для маломобильных людей. Каждый год к ним добавляется то концертный зал, то кинотеатр, то гостиница. Мы видим, что ситуация реально меняется. Люди ограниченной мобильностью включаются в жизнь города и начинают реализовывать свой потенциал, который раньше не мог быть реализован. Это уникальная работа, которая происходит в совместном труде общественных организаций, государственных и коммерческих структур».

Город барьеров. Что мешает Воронежу стать центром инклюзивного туризма
© АиФ