Льготные вагоны уезжают
Уральские предприятия опасаются отмены налоговых льгот на движимое имущество Перевозчики Свердловской области просят региональные власти не увеличивать налоговое бремя путем отмены налоговых льгот в 2,2% на движимое имущество. С 2018 года право на их регулирование переходит с федерального на региональный уровень. Предприниматели уже обратились к врио губернатора Евгению Куйвашеву с просьбой сохранить налоговые вычеты. По мнению экспертов, власти, скорее всего, выполнят требования бизнеса, поскольку финансовые потери региона от отмены льгот могут в несколько раз превышать налоговую прибыль. Перевозчики и предприниматели Свердловской области начали активно обсуждать изменения в Налоговом кодексе РФ, которые могут лишить их налоговой льготы в 2,2% на движимое имущество. С 2018 года право на установление этих льгот переходит в ведение региональных властей, которые решат вопрос об их сохранении или отмене. Как заявил вчера вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов, отмена налоговых вычетов может значительно увеличить налоговую нагрузку на предприятия, при этом пополнение областного бюджета будет незначительным. По его словам, серьезно пострадают предприятия, которые в 2013–2017 годах приобрели новое оборудование и провели техперевооружение, поскольку они еще не успели окупить свои затраты. «Стоимость обновленных фондов организаций может увеличиться на 10–20%. Чтобы сохранить предприятия и завершить модернизацию, бизнесу придется еще сильнее сокращать расходы. Кроме того, предприятия будут искать новые схемы снижения налоговой нагрузки и регистрировать свое юридическое лицо в тех регионах, где сохранится льгота, будут дробить имущество, регистрировать его на физическое лицо. Это может привести к снижению выплаты налогов в региональный бюджет»,— рассказал господин Черепанов. С подобным мнением согласны на Свердловской железной дороге (СвЖД). Там считают, что отмена льгот в области и перерегистрация компаний-перевозчиков в регионах, сохранивших налоговые вычеты, повлечет необоснованное перераспределение налоговой базы регионов. По словам заместителя начальника СвЖД Алексея Гребенкина, серьезная нагрузка ляжет на «Федеральную грузовую компанию» (ФГК), зарегистрированную на территории Свердловской области и имеющую парк в 160 тыс. вагонов. Он отметил, что в 2013–2016 годах ОАО «РЖД» перечислило 17,8 млрд руб. в бюджет Свердловской области, при этом налоговые вычеты составили 1,3 млрд руб. «В 2018 году в случае отмены льгот наши потери оцениваются в 700 млн руб. Если льгота не будет продлена, то есть риск сокращения объемов закупки продукции, смещения сроков начала новых инвестпроектов, риски в части социальной ответственности компании и увеличения тарифа при перевозке грузов и пассажиров»,— рассказал он. В 2017 году в развитие СвЖД ОАО «РЖД» планирует вложить 30,4 млрд руб. По данным депутата свердловского заксобрания и председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Владимира Терешкова, региональное министерство финансов говорит о том, что недополученные от льгот доходы в этом году составят 3,5 млрд руб., в 2018 году могут вырасти до 6,5 млрд руб., в 2019 — до 7–8 млрд руб. «На последнем совещании мы пришли к тому, что пока невозможно оценить эффект от отмены льгот. Действительно, отменять их опасно. Нужно иметь временной промежуток, в течение которого можно сделать анализ и понять, кого поддерживать, а кого — нет, чтобы дифференцировать льготу»,— рассказал он. На данный момент от имени предпринимателей на рассмотрении врио губернатора Евгения Куйвашева находится обращение о сохранении льгот на 2018 год. По словам Михаила Черепанова, под обращением подписались 28 предприятий региона, в том числе Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ), Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралхиммаш, «НПО Автоматики», НТМК, завод им. Калинина и другие. По мнению экспертов, регионам выгоднее сохранить налоговые льготы. «Отменить льготы могут только недальновидные областные власти. Потому что тогда с рынка уйдут совсем или перейдут в другой регион часть перевозчиков, а значит, снизятся суммы акцизов, которые они выплачивают за топливо. К тому же с уходом перевозчиков бюджет потеряет и НДФЛ, которые в сфере перевозок высокие. Условно, сэкономив 2,2% налогов, они серьезно потеряют по другим доходным статьям бюджета»,— рассказал член экспертной группы Агентства стратегических инициатив в Свердловской области Александр Трахтенберг. По его словам, вероятность сохранения льгот в Свердловской области высока, поскольку в регионе есть крупные перевозчики, которые имеют рычаги давления на власть. Ольга Кураева