Нарисованная мечта о справедливости за границей «нормы»
С 15 по 21 мая в Московском музее современного искусства, в рамках международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия» пройдет выставка работ испанского художника Мигеля Бриевы. Работает художник на стыке карикатуры и комикса в стиле американских постеров 1950−60-х годов, затрагивая остросоциальные темы и высмеивая современное общество потребления. В Испании Бриева прославился благодаря рисованным историям из серии «Dinero» («Деньги»), которые каждую неделю печатались в журнале El Jueves, а затем были изданы отдельной книгой. Работы художника публиковались в крупных испанских газетах El País и La Vanguardia, а также в таких культовых журналах, как Rolling Stone, El Jueves и Cinemanía. ИА REGNUM публикует некоторые работы художника (перевод Анны Врониковой, дизайн Ивана Довбня и Константина Дубкова). В преддверии выставки ИА REGNUM задало Мигелю Бриеве несколько вопросов. В качестве переводчика выступила Анна Воронкова. Ты часто рисуешь идеальный мир, где все равны, у людей бесплатное государственное образование и медицина, решения принимаются сообща. Ты как художник как считаешь, возможно ли для человека искусство «жить в социуме и одновременно быть свободным от него»? Как ты живешь в реальности, которая так далека от желаемого? Жить в обществе и быть свободным от него невозможно, и я бы сказал, нежелательно жить вне общества, пусть даже в таком сложном взаимозависимом, как наш. Люди, которые работают в творческих областях, пользуются редкой привилегией самостоятельно организовывать свое рабочее время, что дает им возможность периодически выходить из неистового общего марша и отчужденно созерцать вещи на расстоянии. Именно это одна из основных функций искусства: обозначить выдумку, в которой содержится наша так называемая нормальность, реальность, вникать в ее противоречия и заблуждения, указывать на более разумные и прекрасные горизонты для тех, кто способен к ним идти. Художник, как правило, стремится расширить и активизировать жизненный опыт, в то время как истории, которые подстраиваются под общественные вкусы, стремятся ограничить, вдавить общество в эту «точку комфорта». В своих работах я пытаюсь представить и отразить идеи, как мы можем организоваться как коллектив для достижения лучших результатов. Я просто проецирую на бумагу свои собственные желания, которые, как я подозреваю, разделяют многие в надежде освободить пружины (в себе и в других), которые мешают нам желать и верить в то, что лучшее возможно. Вопрос здесь не в расстоянии между тем, что мы видим и что хотели бы видеть, тут дело в другом: у нас нет другого выбора, это уже вопрос выживания. Мы обязаны фантазировать! Твои работы очень социально ориентированы, на злобу дня. А есть ли в них национальный оттенок? Я стараюсь всегда думать и рисовать глобально, гуманно. Государства-нации и их метафизическая производная, которая называется родиной, являются только произвольными границами, которые при взаимопроникновении современного мира имеют целью лишь запутать и манипулировать население. Любой мало-мальски осведомленный человек видит, как многие сегодняшние проблемы обусловлены одними и теми же факторами в разных странах: двупартийность, контроль СМИ, власть в частных руках, финансовое доминирование и общий страх. В каждой стране эти черты приправлены собственным фольклором. Настоящая идентичность, та, что действительно имеет для меня фундаментальную ценность, находится в региональной системе координат, я имею ввиду язык, тонкие национальные обычаи, еду, музыку, байки и т.д. Это соединение разных особенностей, размытое временем, я бы назвал своей родиной, только это помогает сплотить людей, объединить общим смыслом, и совсем не работает для доминирования или ведения войны и т.п. Тебе приходилось испытывать чувство стыда за свои работы? Какие работы ты считаешь самыми удачными и почему? Нет, мне никогда не приходилось испытывать стыд за то, что я сделал, правда, мне всегда хотелось добиться лучшего результата. Что касается ценности книг, которых у меня вышло несколько, в каждой заложен свой смысл, и на тот момент каждая из них была моим лучшим творением. Потом, конечно, когда оглядываешься назад, видишь, что что-то удалось лучше, что-то оказалось, так сказать, в «переходном периоде», но это больше касается творческой работы. Я точно могу сказать, что со временем понял: чем свободнее, без беспокойства, работаешь, тем сильнее и неожиданней результат. Твои работы очень смелые, ты позволяешь себе смеяться над богами, над властью (или над идеей бога, это так?). Для тебя есть запретные темы, темы табу, над которыми ты не позволяешь себе смеяться? Нет. Для меня юмор и воображение в самом широком смысле абсолютно свободны в своем проявлении. В вымысле («фикшн») мы смеемся над всем, переступаем все запреты, чтобы не делать этого в реальной жизни. Это полевые испытания нашей свободы, выхлопной клапан беспокойного бессознательного. К сожалению, в нашем мире происходит все совсем наоборот, худшее из возможного: столько всего, о чем не возможно говорить (из-за вечной цензуры и нового штампа политкорректности). При этом ежедневно люди в своих действиях переступают крайнюю черту, унижают других, совершают преступления. Прекрасный пример — политики и бизнесмены. Если бы существовала муза комиксов, как бы она выглядела и о чем бы ты хотел ее спросить? Комикс-муза? Это была бы карлица, супер-мудрая старушка, бездомная волшебница, у которой нет ничего и которая надо всем смеется, и при этом способна из 3−4 секретных ингредиентов приготовить всевозможные отвары и микстуры. Существуй она и вправду в неких недостижимых измерениях, я бы ее спросил: «Скажи мне, о муза, чем, к чертям, всё это закончится?» На выставке будут представлены лучшие работы Мигеля Бриевы. Кроме того, все желающие смогут почерпнуть что-то новое на мастер-классе художника. А 20 мая в 15:00 в Российской государственной библиотеке для молодежи пройдет творческая встреча с Мигелем.