Михаил Осокин: Креатив ко Дню Победы

Обозреватель Sobesednik.ru Михаил Осокин подводит итоги празднования Дня Победы в России по заголовкам прессы. Патриоты против суперпатриотов: прокремлевские молодежные организации решили устроить на майские праздники в Москве рейды против слишком вольного использования георгиевских лент. «Например, закрепление такой ленты на автомобилях или сумках считается неэтичным», — объясняют организаторы этой акции. Но почему только георгиевские ленты? Проверить стоило бы и многое другое — праздник Победы опять отмечен всплеском торжествующей пошлости. Особенный креатив — это призывы встретить 9 мая голодовкой. Еще в январе в разных городах чиновники устроили акцию по раздаче населению хлеба с опилками — в память о блокадном Ленинграде. Активисты акции стали агитировать людей присоединяться, питаться таким хлебом с января до 9 мая — и в соцсетях появились призывы: «Худей как я! Начинаем разгрузочную акцию, посвященную освобождению Ленинграда от фашистской блокады». Правда, многие не оценили идею и стали писать в комментах: «Играть в трагедию, играть в блокаду "на сытый желудок" — это цинично и аморально!» Такое впечатление, что авторы военно-патриотических проектов соревнуются в оригинальности. Жителей Сыктывкара призвали отжаться 26298 раз — по числу дней с 9 мая 1945 года, в других городах даже билетеров в цирках стали одевать в пилотки и плащ-палатки. Другие граждане, тоже одетые в военную форму, в подмосковной Кубинке за две недели до дня Победы штурмом взяли сильно уменьшенную копию Рейхстага, скорее напоминающую фанерную декорацию. Злые блогеры называли эту историческую реконструкцию потешным штурмом потешного рейхстага, а кто-то написал: «9 мая 2047 года. На Красной площади проходит парад ветеранов штурма Рейхстага в 2017-м». «Единая Россия» сейчас объявила, что проработает вопрос о правовом статусе символов Победы — «против их циничного использования в коммерческих целях». Но сами же активисты «Единой России» придумывают весьма циничные проекты — вроде вполне коммерческого конкурса дизайнеров. В пресс-релизе это описывалось так: «Патриотические коллекции одежды, посвященные празднику Победы». Ветеранам лучше было не показывать: майки с золотыми погонами и тряпичными орденами на груди, шорты с нашитыми цифрами «1941–1945». И конечно, не обошлось без георгиевских лент — на этот раз в виде юбки. Такая юбка, видимо, отражает подвиг как никакая другая. Фото с сайта «Молодой Гвардии "Единой России"» Вокруг праздника — опять коммерческая вакханалия. Пилоток и плащ-палаток у торговцев все больше: еще лет пять назад списанную военную форму покупали на армейских складах, теперь заказывают из Китая или шьют сами. Вспоминается сцена, над которой смеялись герои одной из комедий Аристофана: «У старухи-торговки яички купил И в шлем боевой положил их». Вот и сейчас примерно так же военную тематику стараются пристроить к чему угодно: клубы и бары обещают «бесплатный алкоголь в ночь Победы» — и опять многочисленные сайты предлагают военную форму для новорожденных: «младенцы воевали».

Михаил Осокин: Креатив ко Дню Победы
© ИД "Собеседник"