В Керченском проливе нашли истребитель времен Великой Отечественной войны
МОСКВА, 6 мая — РИА Новости. В преддверии Дня Победы со дна Керченского пролива подняли советский самолет времен Великой Отечественной войны — одномоторный истребитель Р-40, известный как "Киттихаук". Он был обнаружен за периметром большой стройки моста в Крым в 6 километрах от таманского берега, сообщает инфоцентр "Крымский мост". Р-40 — самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу. Он пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет. Подводные исследования позволили предположить, что боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году. Поднять самолет поисковикам помог экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах на мосту через Керченский пролив. Краном с глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны. Сохранилось и вооружение истребителя: шесть пулеметов "Браунинг" калибром 12,7 миллиметра с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой, которая поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика. "Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге", — рассказал капитан плавкрана Игорь Демьяненко. В свою очередь, руководитель поисковой экспедиции "Большой десант-2017" Александр Елкин отметил, что самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника во время боевого вылета. Он лежал на дне носом к таманскому берегу. "Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил", — сказал он. Операция по подъему самолета стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной. Экспедиция объединила энтузиастов — поисковиков и дайверов из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова. Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым. "Это дело объединило многих людей. Многие строители Крымского моста, отработав смену, 9 мая выйдут с фотографиями отцов и дедов на улицы Тамани и Керчи, присоединятся к колоннам "Бессмертного полка". Моя мама и два ее брата принимали участие в Великой Отечественной войне. Братья не вернулись с поля боя. Мама мне много рассказывала об этом тяжелом времени. И эту память мы должны сохранять и передавать будущим поколениям", — рассказал начальник службы логистики компании "СГМ-Мост" Игорь Сталоверов. Керченский и Таманский полуострова — зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны. В период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ — Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов. Перед началом строительства моста в Крым вся территория была разминирована. Саперы обследовали более 600 гектаров суши и акватории — впоследствии здесь развернулись строительно-монтажные работы. В результате было обнаружено и обезврежено более 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб времен войны.