За что боремся. Как соблюдаются права людей в Ярославской области
Что делать человеку, если он не может нигде добиться справедливости? В таких случаях, когда исчерпаны все известные способы восстановления нарушенных прав, ярославцы идут к государственному правозащитнику. И этот поток обиженных постоянно растёт. В 2016 году их было в 1,5 раза больше, чем в 2015-м, и в 2,5 раза больше, чем в 2014-м. Сергей Бабуркин, уполномоченный по правам человека в Ярославской области, рассказал, кого приходится защищать в первую очередь. К счастью, многим обратившимся омбудсмен смог помочь в разрешении их проблем. В то же время органам власти направляются предложения по совершенствованию механизмов защиты прав человека. На кого жалуются? Прежде всего, у уполномоченного много коллективных обращений. Подавляющее большинство жалоб содержали несогласие граждан с действиями или бездействием тех или иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. В качестве объектов жалоб граждан, по словам Сергея Бабуркина, на первом месте оказалось Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области. Такое явление наблюдается впервые за те годы, что в регионе существует институт уполномоченного по правам человека. На втором месте стоят органы местного самоуправления. Объектом жалоб становились и правоохранительные органы. Достаточно высокий процент жалоб поступил на государственные и муниципальные учреждения. Что примечательно, внутри этой группы лидируют по количеству жалоб медицинские учреждения - больницы и поликлиники. Далее следуют управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, банки, коллекторы, недобросовестные застройщики, суды различных инстанций, органы государственной власти. Что в районах? В муниципальных районах с населением на общественных началах работают помощники омбудсмена. В Ростове и Ростовском районе, к примеру, они говорят о стабильно высоком числе поступающих к ним жалоб на нарушения в сфере ЖКХ, работу управляющих компаний и в пенсионном обеспечении. Отдельный пласт жалоб был связан с экологическими проблемами и в первую очередь - с плачевным состоянием экологии озера Неро. В Переславском районе люди жалуются на проблемы в сфере здравоохранения, предоставления жилья инвалидам, расселения ветхого жилья. По мнению общественников Переславля, в городе и районе сохраняются проблемы с трудоустройством населения, несмотря на то, что местная служба занятости заявляет о почти «нулевом» уровне безработицы. Мышкинский район продолжает показывать стабильное число обращений о защите права на медицинскую помощь, в частности, жалоб на отсутствие узких специалистов в больницах, плохую обеспеченность лекарствами. Похожие проблемы и в Первомайском районе: в местных аптеках перебои с льготными лекарствами. Кто обманул? Тревожная ситуация уже несколько лет сохраняется в области с обманутыми дольщиками. В течение 2016 года граждане неоднократно выходили на митинги в центре Ярославля, стараясь привлечь внимание властей к своей проблеме. У многих из них нет ни денег, чтобы вкладывать дополнительно в уже оплаченное строительство квартир, ни перспектив получения вложенных средств или жилья. Пока идут бесчисленные судебные разбирательства, строительство не ведётся, а жильцы недостроенных квартир продолжают выплачивать кредиты. Иногда дома стоят брошенными по 5 - 9 лет. «На конец 2016 года на территории Ярославской области количество многоквартирных жилых домов, строящихся с привлечением денежных средств граждан по договорам участия в долевом строительстве, составляло 373, - сообщил омбудсмен. - Всего в долевом строительстве указанных объектов принимают участие более 9,5 тыс. граждан. В списке граждан, чьи права нарушены, числятся около 1700 человек. За год введены в эксплуатацию 2 объекта долевого строительства, находившихся на особом контроле региональных властей. Но всё же многие граждане находятся в ситуации неопределённости в отношении судьбы их недостроенных квартир». Что пугает? Ярославцы жалуются, что не могут в течение длительного времени получить необходимые им бесплатные лекарственные средства, а также средства реабилитации, отмечает Сергей Бабуркин. И хотя в этом году ситуация с обеспечением средствами реабилитации, например, подгузниками, улучшилась, процесс назначения и получения медикаментов и специализированного детского питания подчас превращается в сложную «борьбу за своё здоровье». А речь идёт о больных людях, многие из которых имеют инвалидность. Для них защита своего права превращается в тяжелейший процесс. Не один год граждане выражают своё недовольство проводимой реорганизацией и оптимизацией медицинских учреждений. Некоторые даже обращались к депутатам Государственной думы РФ: «...Закрылось терапевтическое отделение больницы пос. Октябрь Некоузского района, сократили лечащего врача. В больнице осталось 7 коек дневного пребывания и 13 коек сестринского ухода. В настоящее время на все посёлки Октябрьского поселения и все близлежащие деревни остался один участковый терапевт, он же - лечащий врач в стационаре Октябрьской больницы...» К сожалению, подобные ситуации возникали не только здесь. Во время визитов уполномоченного в муниципальные районы жители часто жаловались на то, что медицинская помощь в отдалённых населённых пунктах становится всё более недоступной: сокращают врачей, младший медперсонал, закрывают больницы. Всё это вызывает у граждан негодование. Где искали правду? Евгений Ермолин, доктор педагогических наук: «Раньше, когда института уполномоченного по правам человека не существовало, люди шли со своими бедами в газеты. В советское время пресса была, по сути, специфическим подразделением власти, специфическим «начальством», причём годов с 50-х часто более гуманным, чем другие ветви власти. Журналист неформально влиял на всяких мелких чиновников, от его критических сигналов зависели их благополучие и карьера. Потому журналист мог помочь и помогал простому человеку с улицы. В наше время этот механизм разрушен, а новый не возник. С одной стороны, чиновник далеко не всегда считается с журналистом. С другой - и многие журналисты не стремятся, увы, решать конкретные проблемы конкретного человека, у них другие заботы. Журналист часто работает на заказчика, которым жалобщик с его бедой явно не является». Почему не исполняют законы? Александр Богатырёв, зампредседателя ЯОО ВОИ: «Ещё забытый ныне поэт Василий Капнист в своей комедии «Ябеда» сформулировал один из основных пороков российской действительности: «Законы святы, Но исполнители - лихие супостаты». Основная масса нарушений прав среднестатистического ярославца связана именно с отсутствием у этого самого ярославца возможности заставить исполнять закон тех, кто это обязан делать согласно штатному расписанию. То есть государство гарантирует гражданину то и это, но на деле получить положенное наш гражданин не может. Или может, но, что называется, при определённых условиях. Закон не закон, если он выполняется только иногда, если его, закона, исполнение фактически отдано на усмотрение отдельного чиновника. Который может сделать так, а может эдак, может разрешить, а может отказать, может помочь, а может погубить - и при этом формально он будет прав в любом случае. Но если откажет, то ничем не рискует, а если разрешит, то возьмёт на себя какую-никакую ответственность. Понятно, что всё это не просто создаёт почву для коррупции, но просто делает эту самую коррупцию неизбежной. Более того, коррупция проникает во все поры общества. В самом деле, если со мной так, то почему и я не могу себе позволить? Если представить себе некое заветное окошечко, где каждый из нас может что-то получить, то как разительно меняется наше поведение в зависимости от того, по какую сторону этого окошка мы в данный момент оказываемся! Остаётся только идти жаловаться тому же специально на то государством выделенному уполномоченному, который, впрочем, предусмотрительно не наделён никакими властными полномочиями. Что же делать? Прежде всего, забыть присказку «от нас ничего не зависит». И каждый раз отстаивать свои права всеми предусмотренными законом способами. А для этого хотя бы эти самые свои права знать». Справка Контакты уполномоченного по правам человека в Ярославской области: (4852) 78-60-32, u ch@yarregion.ru, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 28.