Потому что жизнь -- борьба
Татьяна Алешичева о спин-оффе «Хорошей жены» В марте канал CBS начал показ сериала «Хорошая борьба» («The Good Fight»), это -- спин-офф лучшего юридического сериала 2010-х «Хорошая жена», куда перебралась дюжина персонажей Несгибаемая Диана Локхарт (Кристин Барански), матерый адвокат и совладелица юридической фирмы, на пороге пенсии вдруг оказывается у разбитого корыта. Виной всему ее давняя дружба с финансистом Генри Ринделлом. Тот оказался на поверку не биржевым гением, а обычным мошенником, создавшим финансовую пирамиду, в которой сгорели все пенсионные накопления Дианы. Заодно сгорела и репутация -- Диана опрометчиво рекомендовала Ринделла как надежного управляющего капиталом многим влиятельным знакомым, которые теперь ее проклинают. Крупные фирмы, которые вчера с руками оторвали бы юриста с такими связями, отворачиваются от Дианы Локхарт, но есть одна компания, которой на ее проблемы наплевать. Афроамериканская фирма "Рэддик, Бозман и Колстад", заработавшая себе репутацию защитой чернокожих от полицейского произвола,-- это другой мир с другими проблемами, где социальный капитал Дианы не важен, нужна только ее высочайшая квалификация. Здесь адвокаты защищают продавца, несправедливо обвиненного в краже гигантской оптовой сетью, разрабатывают кодекс поведения в социальной сети, подвергаясь непрерывным атакам хейтеров, недовольных, потому что их якобы лишают свободы слова, спасают от ареста хирурга, который в рамках работы "Врачей без границ" оперирует сирийского раненого, преследуемого спецслужбами. Иными словами, отвечают на вызовы времени, а не участвуют в битвах слонов с носорогами -- процессах богатых корпораций против таких же богатых корпораций. Это -- хорошая борьба. Став полноправным партнером в новой фирме, Диана нанимает на работу другую парию -- дочь Ринделла Майю (Роуз Лесли), начинающего юриста, карьера которой прервалась на взлете. Девушку, отец которой разорил массу людей, ненавидят буквально все: ее имя полощет желтая пресса, и любой узнавший ее прохожий может накинуться на нее с оскорблениями. Но клиенты "Рэддик, Бозман и Колстад" знать не знают, кто она такая и что там за скандал опять случился у богатых белых. Новая коллега Майи, юрист Лука Квинн (Каш Джамбо), напутствует девицу в беде: "Вид твоих слез ненавистников только радует. Соберись. Наплюй на то, что говорят другие. Опусти голову и работай. Работа -- твой друг. Не смотри телевизор и не лезь в интернет. Книга есть? Читай ее вместо новостей". Универсальный рецепт, который впору вышить на флаге. Придумавшие "Борьбу" сценаристы Роберт и Мишель Кинг с новым сериалом снова входят в ту же реку, что и в "Хорошей жене", их конек -- сага о том, как потерпевшие крушение люди выкарабкиваются из жизненной ямы подобно главной героине "Жены" Алише Флоррик. По сути это истории супергероев, сочиненные для взрослых. И эти супергерои в большинстве своем женщины, которые, оседлав юридическую науку, решают свои и чужие проблемы. Все это, конечно, здорово: блестящие юристки, осведомленные о миллионе законодательных казусов, и в то же время искушенные психологини, устраивающие впечатляющие спектакли для присяжных -- за ними любо-дорого наблюдать. Но если поскрести этот увлекательный победительный аттракцион, то выяснится, что рефрен "в каждой серии мы побеждаем, оказываясь на волоске от провала" не внушает оптимизма, а лишь умножает тревогу. Сквозь бравурную интонацию сквозит растерянность. Все дело в том, что этот мир -- тревожное и ненадежное место, где ты один в поле воин. Алиша Флоррик пробиралась через тернии при Обаме, Диана волею судеб попадает в другую социальную среду в Америке Трампа, где вызовы времени иные, но полагаться по-прежнему нельзя ни на кого. Кинги -- очень ироничные и наблюдательные авторы, но жизнь, будто сорвавшись с цепи, выделывает кульбиты, которые даже они не успевают осмыслять -- по их сценарию в первой серии "Борьбы" в президентской гонке побеждала Хиллари Клинтон, сценарий пришлось срочно переписывать. Между "Хорошей женой" и "Хорошей борьбой" они выпустили в эфир политическую сатиру "Безмозглые" о том, как вашингтонским политикам съели половину мозга космические жуки -- а иначе действительно трудно объяснить, что творится на свете. Стремительно забуревшая Америка Трампа -- это лишь первый слой действительности в новом проекте Кингов, сквозь нее просвечивает привычный кошмар бытия как такового. Кошмар, вполне уютный с виду -- мужчины и женщины в дорогих костюмах с большей или меньшей невозмутимостью решают проблемы, лежащие исключительно в юридической плоскости, которые "в первом мире" вполне можно пережить -- горе не беда. Но кажется, что экзистенциальный сквозняк уже задувает им за спины. «The Good Fight», CBS, 2017- В России сериал доступен на «Амедиатеке»