Полкило Чапаева: история ХХ века в конфетных обертках
В царской России и начале советских времен (20-30-е годы) одним из ключевых средств информирования и рекламы были кондитерские изделия. Нам, жителям цифровой эпохи, в это трудно поверить, но, действительно, о многих важных событиях и достижениях люди узнавали не из газет или радио, а просто во время чаепития – рассматривая конфетные обертки. Бесполезные, на первый взгляд, фантики сегодня стали кладезем знаний не только для маркетологов и дизайнеров упаковки – их интересно рассматривать всем, кто хочет узнать больше о России и ее столице. В этом убедился корреспондент «МИР 24», побывав на выставке «Кондитерский пиар или история ХХ века в фантиках» – она будет проходить до 23 июля в музее-усадьбе «Измайлово». Абрикосов и сыновья Как таковая конфетная обертка появилась в середине XIX века, но организаторы выставки решили ограничить временные рамки XX веком и рассказать о кондитерском деле в России, начиная с дореволюционного периода. Первым событием Российской империи, отраженном в кондитерской упаковке, была отмена крепостного права – так появились конфеты «Реформа» и «Воля». Далее буквально один за одним стали появляться «Наполеон», «Бисмарк», «Бой батареи Раевского», «Белый генерал» (на последних изобразили портрет Михаила Скобелева). В начале XX века крупнейшим кондитерским производителем было товарищество «Абрикосов и сыновья» (нынешний концерн «Бабаевский»). Свою «сладкую» фамилию Иван Степанович получил в 1814 году по распоряжению полиции за торговлю фруктами. Кондитерское дело Абрикосовых развивалось и процветало дольше 20 лет, но в 1838 году финансовое положение фабрики резко ухудшилось, фирма вскоре обанкротилась. Восстановить и расширить семейный бизнес удалось сыну Ивана Алексею, при котором небольшая частная фабрика превратилась в крупнейшее в России кондитерское предприятие. Интересно, что богатство Абрикосова выражалось не только в предпринимательском деле, но и в семье: за время супружеской жизни супруга Агриппина Александровна родила 22 ребенка (10 мальчиков, 12 девочек). Из них 17 выжили. Все получили высшее образование, и, возможно, именно дети стали поводом для Абрикосовой учредить и содержать собственный родильный дом (действует и сегодня, расположен на Второй Миусской улице, 1/10). К началу ХХ века семья из 150 человек владела жилым кварталом в центре Москвы (между Армянским и Успенским переулками), это были известные купцы, щедро жертвующие средства на благотворительность. К примеру, благодаря вложениям Абрикосовых был достроен третий этаж Московской консерватории, ее саму семья поддерживала материально. Уникальным случаем стал выпуск наборов шоколадных конфет, печенья и пастилы с изображением батальных сцен войны 1812 года – художник Сергей Ягужинский выполнил рисунки для упаковок специально по заказу Абрикосова, и коробки тут же стали раритетом. На кондитерском предприятии зажиточного семейства трудились не меньше двух тысяч работников – они производили около 400 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год. Такие показатели в то время свидетельствовали о бесспорной успешности предприятия. Швейцарец без шоколада Другим известным шоколатье того времени, владельцем нескольких фабрик и сети кондитерских (они располагались в Петербурге) был швейцарец Морис Конради. Можно предположить, что успех его дела в России в какой-то степени был предрешен, ведь швейцарцы издавна были непререкаемым авторитетом в производстве шоколада. С именем внука-тезки Мориса Конради связан крупный некондитерский скандал – он, в отличие от Абрикосовых, не имеет никакого отношения к потомственному кондитерскому делу и прославился как фигурант первого судебного процесса против большевизма. Подпоручик, награжденный орденом Святого Георгия IV степени – белогвардеец Конради смог уйти на фронт по особому разрешению Николая II (оно потребовалось, поскольку офицер был поданным другой страны). Во время красного террора погибли его отец и брат, все имущество семьи национализировали. Мориц решил вести борьбу с большевиками до конца и с этой целью вступил в Добровольческую армию. В мае 1923 года он, одержимый идеей идеологической борьбы и мести, застрелил в Лозанне советского полпреда и партийного публициста Вацлава Воровского. По некоторым сведениям, сдаваясь полиции после убийства, Морис Конради сказал: «Я сделал доброе дело – русские большевики погубили всю Европу… Это пойдет на пользу всему миру». Процесс по делу об убийстве на несколько десятилетий перечеркнул дипломатические отношения между Швейцарией и Россией – разрыв продлился вплоть до 1946 года. Съедобные новости «Все, что происходило в стране, сразу отображалось на конфетах, потому что они были информационным носителем», – говорит куратор выставки, историк Наталья Полонникова и приводит в пример стихотворение Владимира Маяковского, напечатанное вместе с иллюстрацией поэта на конфетной обертке карамели «Красноармейская звезда»: Шел Юденич на Красный Питер, да о штыки бока повытер. С начала 20-х годов конфетная агитация стала наиболее ярко выраженной и даже агрессивной. Имена лидеров революции и вождей мирового пролетариата входили в повседневную речь не только благодаря газете «Правда», но и кондитерским этикеткам. Несмотря на то что ситуация в стране менялась, конфетная обертка продолжала выполнять свою основную функцию – пропагандистскую, и оставалась доступной площадкой для массовой рекламы. Так, например, в 1934 году многие фабрики выпустили карамель «Чапаев» – ее появление было связано с выходом на экраны одноименного фильма. Эскиз афиши фильма стал основой для изображения на этикетке. Аппетитные формы Ешьте и худейте На обертках сладостей можно было увидеть лица не только известных государственных личностей, но и простолюдинов. Так, например, на карамели «Геройская» был изображен Козьма Крючков – донской казак, первый георгиевский кавалер Русской армии времен Первой мировой войны. Он в одиночку убил 11 немецких солдат и получил 16 колотых ран от пик и сабель врагов. По словам Полонниковой, Крючков после своего подвига стал настолько популярным, что многие в Российской империи попросту не верили, что он реальная личность, а не вымышленный персонаж. Конфеты высшего пилотажа В конце XIX века в Российскую империю пришла мода на небольшие сувенирные коробочки – бонбоньерки (от французского слова bonbonniere, «конфетная коробка»). Получить сладости в бонбоньерках могли только представители высшего общества, поэтому и подход к их дизайну был особенным – коробочки богато украшали шелковыми нитями, натуральной кожей, драгоценными камнями. Сегодня бонбоньерки можно встретить на всевозможных праздничных торжествах (особенно популярны на свадьбах). Их дизайн заметно упростился, чаще всего они представляют собой изящные коробочки из цветного картона, но внутрь, как и прежде, принято класть что-нибудь сладкое. Красивые кондитерские упаковки традиционно изготовляли к каким-либо значимым датам. Многие из них сохранились только благодаря тому, что их любили использовать в как шкатулки – после того, как конфеты заканчивались. Так, главными отпразднованными событиями начала прошлого века были два столетних юбилея – войны 1812 года и 300-летие дома Романовых. Ко второй дате приурочен выпуск печенья «Юбилейное» (изначально это был бисквит), и его появление было настоящим кулинарным прорывом – в состав теста впервые решили добавить кукурузную муку, отчего вкус заметно изменился. В каждую банку со сладкими лакомствами помещали вкладыш, который можно было использовать как почтовую открытку. Между кондитерскими фабриками велась негласная гонка на самые оригинальные вкладыши, этикетки и упаковки. По ним можно проследить социальную значимость событий – к примеру, то, что праздновать годовщину социалистической революции было принято ежегодно, вне зависимости от того, круглая это дата или нет. Последняя шоколадка по этому случаю была выпущена в 1987 году. Полонникова отметила, что упаковка – это настоящий исторический источник, который сейчас только вводится в научный оборот: «Многие небольшие фабрики производили кондитерские изделия для удовлетворения местных потребностей – у людей была возможность, приехав в другой город, попробовать что-то уникальное. Сейчас на прилавках магазинов мы в основном видим продукцию одного и того же кондитерского холдинга. Соответственно, и вкус у конфет не особо разнится. Кондитерские упаковки – это то, что уходит из нашей бытовой жизни, поэтому я надеюсь, что выставка прозвучит как призыв заниматься этой темой. К тому же, в России до сих пор нет музея упаковки, хотя их открывают сейчас по всему миру». Алла Смирнова