Адмирал Владимир Валуев: служба в российском подплаве требует сноровки

Накануне Дня моряка-подводника, который отмечается в России 19 марта, и 111-й годовщины создания на российском флоте подводных сил командующий Балтийским флотом (2001–2006) адмирал Владимир Валуев рассказал в интервью обозревателю РИА Новости Михаилу Севастьянову об особенностях службы на отечественных боевых подводных кораблях. — Владимир Прокофьевич, с чего началось ваше знакомство с подплавом, на каких подводных кораблях вы служили? — Мое знакомство с подплавом началось в 1964 году с поступления в училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Нашими наставниками были участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза адмиралы Николай Египко, Владимир Коновалов, капитаны первого ранга Ярослав Иосселиани, Валентин Стариков. Общение с этими людьми не могло оставить курсантов равнодушными к избранной профессии – по выпуску все старались пойти служить именно на подводные лодки. Я в 1969 году попал служить на Тихоокеанский флот (ТОФ) на первичную должность командира группы ракетной боевой части. Командиром корабля был капитан второго ранга Калайда – прекрасный человек, профессионал с чувством юмора, присущим большинству подводников. В моей дальнейшей судьбе он сыграл большую роль, научил совершенствовать профессиональные навыки и воспитывать людей. Я также очень признателен своим подчиненным старшинам, оказавшим помощь и поддержку в моем лейтенантском становлении. Тогда срочную службу моряки служили четыре года. Свою специальность они знали до тонкостей и охотно делились знаниями с вновь назначенными офицерами. Служба на флоте контролируется многими инстанциями. Существует много критериев ее оценки, основные из которых это сдача зачетов по занимаемой должности и обучение на перспективу. До сих пор горжусь тем, что допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой с ношением командирского знака я получил в возрасте 24 лет. С 1964 года я служил на дизельных подводных лодках проектов 644 и 651, вооруженных крылатыми ракетами. После окончания в 1973 году командирских классов служил старшим помощником командира на атомной подлодке (АПЛ) Северного флота 670М проекта. В 1978 году был назначен командиром АПЛ ТОФ, экипаж которой добился успехов в масштабе флота. По окончании академии в 1983 году был назначен заместителем командира дивизии атомных противолодочных подлодок на Камчатке. В том же году был назначен начальником штаба создаваемой противоавианосной дивизии АПЛ. Затем возглавил ее, сформировал и за год ввел все лодки в состав постоянной готовности; провел тактические учения с одновременным пуском крылатых ракет пятью АПЛ. После завершения учебы в академии Генерального штаба служил начштаба и командующим флотилией, заместителем начальника Главного штаба ВМФ России. В 1996 году был назначен на Балтийский флот (БФ) первым заместителем командующего. С 1999 года исполнял обязанности командующего БФ. До сих пор горжусь службой на подводных лодках. Кстати сказать, 10-й дивизии, в которой я служил на Камчатке, недавно исполнилось 50 лет. Хотел бы пожелать всем, кто служил и служит в этом соединении, а также всем подводникам, ученым, конструкторам, инженерам, причастным к созданию подводных кораблей, успешной службы и работы во благо России и ее уникальных подводных сил. — Что представляет собой ритуал посвящения в подводники? — В подплаве давно существует особый ритуал посвящения в подводники. После первого погружения необходимо выпить плафон забортной воды и поцеловать кувалду. — Чем отличаются отечественные подводные лодки от зарубежных субмарин? — Принципиально наши и зарубежные лодки одинаковы по идеологии. В прочном корпусе расположены основные механизмы, вооружение, энергетическая установка, отсеки, в том числе жилые. За прочным корпусом размещены баллоны воздуха высокого давления, антенны, размагничивающие кабели. Все это покрыто проницаемым для забортной воды легким корпусом, включающим различные цистерны, в частности цистерны главного балласта, которые обеспечивают нахождение корабля в подводном и надводном положениях. На протяжении всей истории подводного флота корабли совершенствуются, в том числе и на основе достижений вероятного противника. Инженеры, конструкторы постоянно корректируют свои разработки в сторону улучшения всех параметров и достижения превосходства над неприятелем. Подводные лодки по энергетическим установкам подразделяются на дизель-электрические и атомные. В зависимости от предназначения они вооружаются торпедами и крылатыми ракетами. Баллистические ракеты несут ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН). Соответственно планируется боевая подготовка их экипажей в составе соединений. На мой взгляд, самая сложная судьба у противоавианосных соединений, которые применяются против наиболее подготовленных сил вероятного противника – авианосных ударных групп и соединений. — По какой причине, на ваш взгляд, принято решение о порезке на иголки, то есть утилизации, самых больших в мире отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа "Акула", имеющих два прочных корпуса внутри легкого? — По истечении срока службы и выработке моторесурса механизмов подводная лодка подлежит списанию и утилизации. Ранее весь Советский Союз участвовал в строительстве кораблей. Много заводов было на Украине. С распадом СССР появились проблемы. Приходится вновь организовывать создание основных агрегатов, узлов, оружия, корректировать программу строительства РПКСН, в том числе и их размерения. Самый большой подводный крейсер – это и самая большая цель для противника. Легче обнаружить и попасть. Выставка "70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха"Посетители рассматривают модель тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 "Акула" на выставке "70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха". — Расскажите, пожалуйста, о рекордах, установленных российскими и советскими моряками-подводниками, – по глубине погружения, скорости подводного хода, длительности подводного плавания? — Российским АПЛ принадлежат рекорды по скорости – 46 узлов (85,192 километра в час); по глубине погружения – 1040 метров. Продолжительность плавания ограничивается запасом продовольствия и медицинскими рекомендациями. Она составляет два-три месяца. — Почему скорость подводного хода атомной субмарины намного выше надводного? — Это связано с работой винтов. Над водой происходит захват воздуха. Под водой винт вращается под давлением – поток плотный. Исключение – неатомные подлодки. Над водой работают дизели, обеспечивая ход 15-16 узлов. Под водой – электромоторы, которые в экономном режиме поддерживают скорость три-пять узлов. На короткое время скорость подводного хода дизель-электрического корабля может быть увеличена до 20 узлов. — По какой причине подводный корабль с атомной энергетической установкой не может лечь на грунт как дизель-электрическая подводная лодка? — Для уменьшения шумности и сохранения моторесурса подводные лодки могут ложиться на грунт. АПЛ из-за работы охлаждающего разомкнутого контура, во избежание его засорения, на грунт не ложатся. Но возможна их постановка на подводный якорь. — Использовались ли атомные подводные крейсеры в качестве электростанций для береговых объектов? — Мощность атомной энергетической установки АПЛ при наличии линии электропередачи способна обеспечить электропитанием средний город. За мою практику дважды в экстренных аварийных ситуациях с АПЛ подавалось электропитание в военные городки. В настоящее время планируется применение плавучих атомных электростанций в хозяйственных целях. Практически – это часть подводной лодки. - Каковы основные отличия военной службы в российском подплаве от службы на боевых надводных кораблях? — Это система подготовки и обучения, в частности по борьбе за живучесть подлодки. Основное преимущество службы в подплаве – отсутствие качки под водой в штормовых условиях. На мой взгляд, служба на дизель-электрических подлодках – наиболее сложная. Там больше движений, подвсплытий на зарядку аккумуляторной батареи. Наиболее спокойная – на РПКСН, особенно в районах боевого предназначения. Самая динамичная служба – на лодках, вооруженных крылатыми ракетами: слежение оружием и техническими средствами за морскими целями, особенно за авианосцами, требует сноровки и умения. — Что едят подводники в море и на берегу? — Питаются подводники по нормам, утвержденным министром обороны. На берегу – по береговой. В море подводникам полагается автономный паек, куда, в частности, входит вобла, красная икра, шоколад, вино. — Отличается ли матросская доза вина от мичманской и офицерской? — Независимо от должности и звания она составляет 50 миллилитров. К слову, и питаются все одинаково, но в разных помещениях корабля. - Каковы условия обитаемости, быта на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения, многоцелевых атомных подводных кораблях и дизель-электрических подводных лодках? На каких типах субмарин есть спортивные и тренажерные залы, сауны, каюты психологической разгрузки? — Условия обитаемости различны. Наиболее оптимальные – на РПКСН. С сауной, спортивным залом, комнатой психологической разгрузки, походным храмом. На атомных многоцелевых подводных кораблях они скромнее: их помещения меньше по размеру. Совсем скромные условия обитаемости – на дизельных подлодках. Кстати сказать, на любой подводной лодке даже для того, чтобы воспользоваться гальюном, то есть санузлом, нужна определенная сноровка. Он обслуживается трюмным машинистом. Иногда при неграмотном обслуживании возможен выброс содержимого в пользователя. Поэтому прежде всего необходимо убедиться в отсутствии давления в системе, дабы не выставить себя на посмешище экипажу. — Каким воздухом дышат моряки в прочном корпусе АПЛ, не всплывающей несколько месяцев? — С помощью испарительной установки готовится пресная вода с добавлением минералов. Она разделяется на кислород, который распределяется по отсекам корабля, и водород, удаляемый за борт. При выходе установки из строя предусмотрен аварийный запас кислородных пластин. — В отсеках подлодок с людьми традиционно обитают крысы и тараканы. Кто еще из живности участвует в морских и океанских походах? — В дальних походах, кроме людей, участвуют в основном кошки и попугаи.