Феминистки vs феминисты. О расколе в рядах защитников прав женщин
МОСКВА, 14 мар — РИА Новости, Сергей Лютых. Первый прошедший в Москве открытый фестиваль о феминизме Fem Fest был омрачен скандалом, разгоревшимся еще на стадии подготовки к нему. Против мероприятия ополчились радикальные защитницы прав женщин из-за запрета декларировать стихи о ярости и мести мужчинам. Подробнее — в материале РИА Новости. "Что мы празднуем 8 марта" Мероприятие проходило в субботу, 11 марта, на площадке DI Telegraph (здание Центрального телеграфа на Тверской). Пройдя через охрану с металлоискателем на входе и поднявшись на лифте до пятого этажа, гости попадают в просторный лофт, разделенный на функциональные зоны условными перегородками и шторами. Уже у гардероба заметно обилие мужчин. Казалось, что их лишь немногим меньше женщин. Вернее, следовало говорить о соотношении юношей и девушек, так как большинство гостей форума — молодые студенты. Никакого негатива к представителям сильного пола не чувствовалось. На сайте мероприятия четко прописана миссия фестиваля: объединить "самых разных людей на почве признания ценности феминизма, а также уникальности и свободы выбора человека". Людей сюда пригласили, чтобы рассказать, "что такое феминизм и почему он нужен каждому, независимо от пола и сексуальной ориентации". Продажа книг на Fem Fest 2017 Вход на фестиваль был свободным, что во многом определило и обилие молодежи. Для участия требовалось лишь пройти регистрацию на сайте. Охраны совсем немного. Организаторы явно не ожидали каких-либо происшествий. А дальше все как на типичной конференции: большой уставленный стульями зал, в торце которого небольшой подиум с креслами для спикеров. В другой части зала столы с книгами по теме: "Женская гениальность. История болезни", "Миф о красоте", "На крючке. Как разорвать круг нездоровых отношений" и так далее. Особое место выделено изданию под названием "Что мы празднуем 8 марта". Продавец — молодой парень — объясняет, что это интересная книга шведских авторов, в которой доходчиво рассказывается о феминизме. Она адресована детям. На форзаце размещен схематичный тест, позволяющий за минуту определить, является ли читатель феминистом (феминисткой). Нужно дать ответы в формате "да" или "нет" на вопросы вроде: "Мужчины зарабатывают больше, чем женщины, и это правильно", "Если мальчик наденет розовый свитер, небо рухнет на землю", "Мальчики и девочки должны помогать по дому одинаково". Схема составлена так, что стать "не феминистом" сложно — придется настаивать на своем, отвечая на переспросы: "Точно?", "Смеешься?". Записки про сексизм на Fem Fest в Москве По соседству доска, на которой каждый может оставить "записку про сексизм". Здесь есть и листочки с посланиями на английском. Рядом еще один стол с информацией о независимом благотворительном центре помощи пережившим сексуальное насилие "Сестры". Чуть в стороне: стул с картонкой, на которой написано приглашение посетить летом женский слет в эколагере. Это, пожалуй, вся выставочная часть фестиваля. А еще можно было посетить кафе и небольшой зал-студию, где проходили экспериментальные лекции и мастер-классы. Контактные данные центра помощи жертва сексуального насилия "Сестры" О феминизме по-мужски Первая дискуссия: на подиуме пятеро экспертов, двое из которых — мужчины. В центре сидит поэт и издатель Кирилл Медведев. Первым после ведущей слово берет редактор "Новой газеты" и доцент гуманитарного факультета ВШЭ Кирилл Мартынов. Кирилл рассказал публике, что видит в феминизме разновидность борьбы за свободу в широком смысле, актуальную для России, где "половина женщин несвободны", так как "на них накладываются некие обязательства перед мужчинами, перед обществом, перед родиной, перед чем угодно — обязательства, которые они сами себе не выбирали". Свою задачу Мартынов видит в рассказе студентам о том, что сексизм — это плохо. Второй дали высказаться журналисту и создательнице интернет-издания Breaking Mad Залине Маршенкуловой, которая, среди прочего, заметила, что радикальные феминистки порой выталкивают из движения обычных интересующихся женщин, создавая некую закрытую субкультуру. Зрители у главной сцены Fem Fest 2017 в Москве Следом вновь говорил представитель "сильного" пола. Кирилл Медведев деликатно подчеркнул, что не является феминистом: "Мужчина не может претендовать на это почетное звание". Он поделился впечатлением от флешмоба "Я не боюсь сказать", когда женщины массово делились в соцсетях воспоминаниями об эпизодах сексуального насилия из своей жизни. Эксперт также выразил обеспокоенность тем, что большое количество женщин работают в сфере обслуживания и постоянно подвергаются риску физического насилия. Более всего Медведев разделяет позицию женщин, которые ведут активную борьбу в профсоюзном поле: за достойную оплату труда, в том числе домашнего, против домогательств на работе и так далее. Далее с вводным словом выступили культуролог Элла Россман, которая подчеркнула, что феминизм в ее понимании предполагает коллективное действие, включающее борьбу за участие в управлении страной, социальные проекты помощи уязвимым группам женщин, критическую публицистику и артпроекты, а также научные исследования в указанной сфере. Акция движения FEMEN на площади Независимости в Киеве Философ Ирина Изотова рассказала о феминизме как о свободе личности от патриархальных установок и гегемонии каких-либо идей. "Это явление в обществе оценивается негативно, существует нагромождение мифов, страхов, связанных с феминистскими практиками. Эту ситуацию необходимо изменить", — отметила она. Затем развернулся спор (главным образом между Россман и Маршенкуловой) по проблеме существования коллективного феминизма в условиях существования различных точек зрения у независимых групп активисток, что стало препятствием и при подготовке данного фестиваля. После фразы о том, что многие радфем (радикальные феминистки) не хотели видеть мужчин среди спикеров, в речь Маршенкуловой вклинился Мартынов. Он заметил, что дискуссия переходит в выяснение отношений, что "мне, по крайней мере, неинтересно". Темы "мужского спикерства" также коснулся Кирилл Медведев, чье выступление завершало вводную 50-минутную дискуссию. "Я не знаю, должны ли мужчины участвовать в подобных фестивалях. Как минимум не на главных ролях и не рассказывать женщинам об истории феминизма", — отметил поэт. Но уже через пять минут с докладом об "Истории женского движения и феминизма" к публике обратился кандидат философских наук и преподаватель МГИК Сергей Витяев. Его представили феминистом и активистом женского феминистского движения "Она". "Вы, наверное, думаете, что вот очередной белый… мужчина пришел вас учить с такой доминирующей позиции тому, что такое феминизм, — начал бородатый лектор. — Я мужчина и с уверенностью могу назвать феминизм основой своего мировоззрения. Более того, я не думаю, что феминизм — это абстрактная идея: "За все хорошее против всего плохого". Наше общество похоже на неуравновешенные весы, где женщины находятся внизу, а мужчины наверху. И для того чтобы достичь хотя бы равенства, мы должны мужчин приопустить, а женщин возвысить". Раскол из-за "ветра ярости" В основе конфликта феминисток вокруг Fem Fest лежит протест против авторского формата фестиваля, позволяющего организаторам отсеивать негодных участников. По словам Эллы Россман, в этой среде принято все обсуждать и решать на горизонтальном уровне с привлечением всех желающих участников движения. А началось с того, что поэтесса Оксана Васякина выложила в группе в "ВКонтакте" "Школа феминизма" видео с рассказом о том, как ее пригласили на фестиваль, но не одобрили чтение стихотворения "Ветер ярости", призывающего к яростной мести в отношении насильников-мужчин. Часть этого произведения была опубликована на странице Кирилла Мартынова в Facebook и озаглавлена: "Стихотворение поэтессы Оксаны Васякиной, которая отказалась участвовать в фемфесте, потому что ей не давали читать стихи". Соратницы Васякиной восприняли публикацию как издевку со стороны Мартынова. Не попали в программу мероприятия также представители "Женской исторической ночи" — движения, предполагающего восстановление истинной исторической картины мира, а не той, которую построили мужчины, пишет "Радио Свобода". Не дали выступить Кате Хорьковой — администратору фемсообщества в "ВКонтакте" сторонников набирающего моду движения Body Positive (идея "бодипозитива" в борьбе с навязанными стандартами красоты), в котором состоит 66 977 человек. "За бортом" феминистского фестиваля оказались и другие авторитетные члены движения. Вместо тысячи слов #фемфест #femfest #феминизм Публикация от Indira (@indie_moor) Мар 11 2017 в 3:05 PST Наиболее емко и критично о Fem Fest высказалась журналист Ольгерта Харитонова. "Феминизм не бывает настоящим или ненастоящим. Просто какие-то явления и тексты относятся к феминизму, то есть они феминистские, а какие-то не относятся, — пишет она в комментарии к публикации в паблике "Школа феминизма". — Феминистский фестиваль не может быть авторским. Авторским может быть концерт (например, все того же Филиппа Киркорова)". По словам Харитоновой, нельзя использовать слово "феминизм" в качестве синонима к понятию "гендерное равенство". Также, к вопросу об участии мужчин, Ольгерта подчеркнула: "Никакое мужское объяснение феминистского вопроса не свободно от менсплейнинга (снисходительная манера разговора, разновидность сексизма. — Прим. ред)". Без акции протеста на Fem Fest не обошлось. Уже затемно, после выступления искусствоведа и участницы Киберфеминистского интернационала Аллы Митрофановой была запланирована мини-лекция Кирилла Мартынова на тему: "Гендерный ужас: почему российское общество считает феминизм врагом". Когда журналист поднялся на подиум, неизвестная активистка стала скандировать из зала: "Хватит затыкать женщин!". Девушка раз за разом повторяла свое требование, лопая шары, которыми заботливо украсили помещение спонсоры. Мартынову пришлось поменяться временем выступления со следующим спикером. КОЛЛОНТАЙ ЖЕНЩИНЫ КОНФЕРЕНЦИЯ Отрицание сексизма — это неосексизм Все же, судя по насыщенности программы и количеству посетителей Fem Fest, нельзя сказать, что мероприятие провалилось. Организаторы — Ирина Изотова, Анна Гилева, Дарья Кук и Галина Пашинская — явно шли на риск, пробуя вывести темы, обсуждаемые сегодня только в тематических группах соцсетей, на площадку с открытым входом, подразумевая, что придет множество публики, вовсе незнакомой с современным феминизмом и даже относящейся к нему с негативным предубеждением. Одним из наиболее интересных для гостей фестиваля, судя по наполненности зала, стало выступление кандидата психологических наук из МГУ и участницы Московской феминисткой группы Натальи Малышевой, которое она посвятила новым формам сексизма. По ее словам, проблема сегодняшнего сексизма в его невидимости, опоре на стереотипы. Хотя в соцсетях можно встретить разнообразные мемы и демотиваторы с проявлениями открытой враждебности, оскорблениями: "Женщины — стервы", "Женщины ничего не изобрели" и так далее. Классическим примером враждебного сексизма, говорит Малышева, можно также назвать такую распространенную идею: "Женщины стремятся поженить на себе мужчину, чтобы затем взять его на короткий поводок". a talk about friendly sexism #moscowfemfest2017 #moscowfemfest #femfest #feminism #fest #event #moscow #sunlight Публикация от Elsa Barentseva (@eliebury) Мар 12 2017 в 3:56 PDT "Исследователи, которые изучают сексизм, сегодня говорят о том, что он принимает иные формы. Западные авторы пишут о современном сексизме — или неосексизме, — индикаторами которого являются выступление против феминистского движения и несогласие с тем, что феминисткам есть за что бороться". По словам Малышевой, проявление доброжелательного сексизма лишь маскирует враждебный сексизм. "К примеру, идея о прекрасных женщинах, нуждающихся в защите и опеке", — подчеркивает психолог. В основе такой псевдодоброжелательности, продолжает она, лежит вера в гармонию межполовых отношений: "Мужчина и женщина созданы, чтобы дополнять друг друга". Характерными признаками доброжелательного сексизма психолог также назвала "обязательную гетеронормативность", убежденность в необходимости мужского внимания и романтической любви для счастья женщины. Еще одной составной частью сексизма является патернализм, который проявляется в общении по принципу "отец — дочь" или в "рыцарстве". Последнее, оказывается, обусловлено желанием мужчин поддержать свой руководящий статус. Акции в защиту прав женщин в странах мира "Вежливость сильно отличается от сексистских проявлений. Если действие направлено на другого человека, причем любого, а не только "хорошеньких и красивеньких", то это хорошо. А если мужчина сконцентрирован на себе: "Я не могу себе позволить, чтобы женщина при мне платила", — это эгоцентризм". Сексисты делят женщин на достойных и недостойных, а нормальные мужчины видят куда более тонкие черты и личностные особенности. В беседе с корреспондентом РИА Новости психолог дала один совет мужчинам, не знающим теперь, стоит ли открывать тяжелую дверь перед женщиной или лучше не делать этого. "Нужно просто спросить: "Вам помочь?"", — ответила Малышева. В подобных вопросах, по ее словам, никакого сексизма нет.