«По ту сторону голоса». Интервью с Мариной Соколовой

В последние годы большой популярностью пользуются такие вокальные ТВ проекты, как «Голос» и «Голос. Дети». Их популярность существенным образом повлияла на всю систему вокальной подготовки детей. Родители стали массово отдать своих отпрысков в музыкальные школы и студии, в надежде, что именно их ребенок однажды попадёт в телевизор. Цель сомнительная, амбициозная и в какой-то степени даже циничная по отношению к своим детям. То, что мы видим на экране лишь верхушка айсберга, всего несколько десятков талантливых детей, за которыми стоят педагоги, учителя, родители, и, конечно же, те тысячи детей, у которых ничего не получилось. Не хватило амбиций, таланта, терпения и трудолюбия. Не хватило грамотного наставника, поддержки со стороны родителей. Не хватило денег, времени и сил. Ничего не получилось. Какая огромная работа была проделана, чтобы этот ребенок попал в телевизор и стал маленькой звездой. Сколько сил в него было вложено. Об этой подготовке я поговорил с Мариной Соколовой, создателем студии эстрадного вокала «Камея». Расскажите о Вашей студии. Что послужило причиной её возникновения? — Студия основана в 2002 году. Недавно мы отметили 15-ти летний юбилей. Изначально она образовалась, потому что в ней возникла надобность. Дети оканчивают музыкальную школу, а потом с ними надо где-то заниматься. Либо дома, либо надо всё-таки что-то придумывать. Так и родилась студия эстрадного вокала «Камея». Основу студии составляют дети из Кетово, именно потому, что они оканчивают нашу местную школу и дальше продолжают обучение в моей студии. Да, конечно, есть и те дети, которые уехали в другие города, как, например, Настя Сидинкина, уехавшая в Санкт-Петербург. Ещё Евгения Бобовская, которая сейчас учится в Уральской консерватории. Женя пришла ко мне со словами: «Я хочу петь всё». Рок, эстрадные, классические, народные песни и т. д. Мы с ней поговорили и пришли к тому, что основа должна быть какая-то одна. У нас в Кургане нет профессионального эстрадного учебного заведения. Так и получается, основа всего эстрадного обучения в Курганской области — это студии. Если ты хочешь учиться профессионально, ты вынужден ехать в Челябинск, Екатеринбург или Тюмень. Получается, что на данный момент Ваша студия единственная в своём роде? — Нет, есть и другие студии в Кургане. Одни появились давно, другие – недавно. Например, студия Надежды Павловны Худяевой, но она работает именно со взрослыми. С детьми занимается не так много людей, как хотелось бы. Очень сильная студия «Домисолька», которой руководит Ольга Астафьева. Уровень у всех разных, я не говорю, что мы самые сильные и лучшие, просто у каждого своя направленность. У меня малыши появились недавно, раньше я обучала с 6 лет, а сейчас самому младшему ученику 2 года и 4 месяца. Да, от малышей не дождёшься быстрого результата, я занимаюсь с ними 1 раз в неделю, а хотелось бы чаще, но нет физической возможности, нагрузка очень большая. Есть дети, которые очень плохо говорят, но на вокале мы учимся открывать рот, попадать в музыку и пытаемся развивать звуковысотность. У них очень маленький диапазон голоса, но всё равно они стараются, постепенно развиваются лёгкие. Я считаю, что в Кургане сейчас уровень эстрадного вокала ниже, чем по региону. А все, потому что негде учиться. Все педагоги Курганской области либо классические вокалисты, либо «хоровики». А местные власти вам стараются как-то помогать, чтобы развивать это направление? — Мы базируемся на бюджетном учреждении, а раньше это был дом творчества «Радуга». Что такое дом творчества? Сцены нет, аппаратуры своей нет. Это было с 2003 по 2008 год. Сцену мы видели с детьми раз в год в лучшем случае. Когда мы приходили на конкурс, у нас возникала проблема с микрофонами. Дети не умели правильно их держать и с ними работать. Конечно, мы не могли научить, потому что у нас на тот момент не было аппаратуры. Ещё есть проблема со звуковыми мониторами, когда ребенок по незнанию опускает микрофон и возникает характерный писк. Потихонечку эту проблему начали решать. А до этого просто приходили в караоке-центры, где учились работать с микрофонами. Элементарно разобрать и показать его устройство. В плюсе те, кто занимается при домах культуры, либо культурных центрах. Там всегда есть аппаратура, и дети чаще могут репетировать на сцене. В деревнях с этим ещё хуже. Но сейчас у нас всё есть. В Кетовском районе власти поддерживают, здесь находится 5 музыкальных школ – ни в одном районе столько нет. Ни одну не закрыли, даже в самое тяжелое время. Есть программа поддержки, благодаря которой можно покупать музыкальные инструменты в школы, но к «эстрадникам» это не относится. Спасибо нашему начальству, которое долго и усиленно копило на эту аппаратуру. Сейчас дети хотя бы понимают, как работать с микрофонами и мониторами, которые находятся в зале. Для эстрадника это очень важно. Сейчас с аппаратурой лучше, чем 10 лет назад? — Намного лучше. Она стала доступнее, по цене и ассортименту. Есть дорогие, а есть бюджетные варианты. Мечтаем о радиомикрофонах, а пока радуемся проводным. А бывает какая-то лень у детей, когда они готовятся к мероприятию? — Лень бывает у любого ребенка, особенно у концертных детей. Она возникает от слишком частных занятий и выступлений. У вокалистов этот период начинается с марта. Весной дикое количество праздников, конкурсов, концертов. Каждый год бывает неделя или две, когда конкурсы через день идут. Это не просто концерт, где ты пришёл и спел, а тут необходимо работать на результат. Сильная нагрузка и детей это выматывает. Какие планы у Вашей студии? — Ближайшие планы – это международный конкурс в Екатеринбурге, областные конкурсы. Мы очень любим наши курганские конкурсы, особенно «Песня не знает границ» и «Родина. Честь. Слава». Последний конкурс я люблю за то, что есть лишний повод петь с детьми патриотические песни. Я считаю, что это очень важно, чтобы дети пели эти песни и знали их. В определенный период жизни мы это упустили. Мои первые дети учились на песнях советской эстрады. Поэтому сейчас эти дети постоянно повторяют «А у нас таких песен не было». Тогда не было и интернета, тогда не было авторов, они были неизвестны. Сейчас появилось много авторов, пускай и не в Кургане, которые пишут песни для детей и подростков. В перестройку дети вынуждены были петь взрослые песни, а сейчас на любой возраст можно найти хорошие произведения. А Вы сами не пишите аранжировки? — Я сама не пишу аранжировки, просто потому что у меня физически нет на это времени. В Кургане с этим проблематично. Записывать аранжировки в областном центре – это дорогое удовольствие. Но мы нашли выход, сейчас мы сотрудничаем с молодым человеком из Иваново, он пишет довольно качественные минусовки, а по стоимости он берет в 3 раза меньше, чем в Кургане. Не каждый родитель готов тратить 5-10 тысяч на одну песню. А всех ли можно обучить вокалу? — Я думаю, что можно и медведя научить ездить на велосипеде, но… Запеть может каждый, вопрос уровня. Кто-то чтобы спеть более-менее чисто, будет пахать по 5-6 часов. А кому-то Бог дал и слух шикарный, и координацию слуха и голоса. Есть дети, которые с инструментом поют чисто, а с фонограммой не могут петь. Далеко не у всех детей есть координация слуха и голоса. Это должна быть связь. Чтобы я спел, ухо услышало, а голова проанализировала. Но это всё натренировывается. У взрослого развитие этого качества займёт полгода, а может, даже и год. А у детей до двух лет. Это тяжело. И всё строится на ощущениях и на индивидуальности каждого ребенка. Бывает, совпадает педагог и ученик. Вроде и слов особых не сказал, а он всё понял. А бывает с кем-то и лёжа, и сидя, и в наклоне. Что ты только не делаешь, не может ребенок поймать правильное дыхание. С детьми на всё уходит больше времени. Есть родители, которые приводят детей в школы и студии просто для развития, для себя. И это более комфортная работа. Когда никто никого не гонит. А есть амбициозные родители. Приведут ребенка и говорят: «Посмотрите нас, мы хотим на «Голос. Дети». Случается ли такое, что у ребенка есть желание, но нет способностей? — Это бывает очень часто, но таких детей нельзя «отфутболивать» сразу. Нельзя им говорить – нет! У меня был такой случай, и эта девочка занимается до сих пор. У неё был маленький диапазон, она не совсем попадала в ноты и пела очень тихо, но она была дико работоспособной. Доходило до того, что звонила её мама и говорила «Успокойте её, пожалуйста». Девочка занималась по 5-6 часов. И через 3 года эта девочка уже выступала на городских мероприятиях. При хорошем труде можно достичь результатов, даже слабому ребенку. Главное – это мотивация, которая есть у ребенка, а не у родителей. У нас много сейчас мам, которые сами «недопели», они ведут своих детей туда, куда они хотят. Они забывают спросить ребенка. Хорошие родители – это великое счастье для педагога или руководителя студии. Важно, чтобы родители прислушивались к педагогу, а не гнули свою линию. А бывает обратная ситуация, когда есть способности, но нет желания? — Нельзя сказать, что его нет, скорее, можно сказать, об отсутствии системной работы. Будь хоть ты трижды талантливым, нужна постоянная работа над собой. Бывает, приводят ребенка, думаешь, точно будущая звезда. Потом понимаешь, что не быть звездой… (улыбается). Когда начинают обсуждать наш шоу-бизнес, что вот кто-то проплатил. А чтобы туда, вообще, добраться и чтобы тебя заметил тот, кто проплатит, надо попахать. Сильно попахать! Много ли из Кургана там людей? Макс Фадеев, Юля Савичева, Лена Темникова и всё! А Вы следите за шоу «Голос. Дети?» — Да, я стараюсь следить. Даже если я не посмотрела прямой эфир, то потом посмотрю в записи. Я далеко не всегда согласна с тем, кого выбирают. В этот раз я решила побаловаться их приложением (улыбается) и сформировать свою команду. Оказалось, интересная штука. Я не всегда согласна с выбираемым репертуаром в программе. Очень часто дают взрослые песни, понятно, что они добиваются мощи и вау-эффекта. Проблема в том, что маленькие дети потом считают, что петь взрослые песни это нормально. Я как педагог, детям до определенного физического состояния, не даю петь взрослые песни. Я никогда не даю детям те песни, которые им не нравятся. С одной девушкой нам пришлось прослушать около 200 песен, прежде чем выбрать одну единственную. Насколько сильно подобные ТВ-шоу повлияли на общую конъюнктуру? — Они сильно повлияли. Ещё больше родителей повело своих детей в музыкальные школы и студии. Это хороший момент, плохой заключается в том, что ребенку 8-9 лет, ты даёшь ему соответствующий репертуар, а родители говорят: «Это детская песня, мы её петь не будем». Ребенок в таком возрасте даже текста песен может не понимать. Недавний случай. Девочке 8 лет. Её мама звонит мне и говорит, что её дочь так хорошо поёт песню «Одуванчики». Я думаю, что там за одуванчики такие. Ладно, приносят текст. Я была сильно удивлена, когда увидела песню голубых беретов. Одуванчик – парашютист! Ладно, девочка исполняет песню, далеко не идеально. На лице счастье и улыбка. Я у неё спрашиваю: «А ты о чём поёшь?». Она со счастливым лицом: «Об одуванчиках». А ты поняла, что в конце человек погиб? Ребенок меняется в лице. Она текст весь пропевает, не понимая его вообще. Как родителям это объяснить? — Это тяжело. Я стараюсь не воевать со своими родителями. Любое обучение — это взаимодействие трёх сторон: педагога, ребенка и родителей. И если нет контакта между учителем и ребенком-родителями, то ничего не получится. Почему Вы выбрали преподавательскую деятельность, а не решили развиваться самостоятельно? — Начнём с того, что себя на сцену я не люблю выпускать по соображениям моей «габаритности» (Улыбается). На определенном этапе моего развития врачи «помогли» мне пополнеть и после этого я уже не могла похудеть, что бы я не делала. И это чисто моё мнение, что полным людям желательно не выходить на сцену. Это имеет место в джазе, но не в эстраде. Эстрада – это всё-таки шоу, движения, танцы и т. д. Если ты хочешь профессионально заниматься, то надо быть в форме. Я как педагог считаю, что у меня нет особых вокальных данных, хотя некоторые не всегда с этим согласны. Марина Соколова через 10 лет. Кто она? Где она? И чем занимается? — Честно, знаешь, я думаю, что ничего не изменится. Марина Александровна по-прежнему будет работать в школе и студии, и учить детей эстрадному вокалу.