“Тони Эрдманн”. Цирк уехал, а клоун остался

Независимый дух не дает покоя не только Марен Аде, но и бродит в жилах главного героя картины Винфрида Конради. Жизнь одинокого старика пуста и монотонна. Чего ждать от будущего? Единственное приключение, которое маячит впереди – болезни и неизбежный конец. Я тут устроился в дом престарелых. 50 евро за смерть. Пожалуй, юмор – единственное, что спасает от грустных мыслей и еще то, что всегда можно помочь тем, кому еще хуже. Черный юмор главного героя расслабляет и усыпляет бдительность зрителя, обещая очередную легкую комедию. https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Рутину медленного умирания слегка разбавляет неожиданно приехавшая дочь главного героя – Инес. В тихую пасторальную жизнь на природе врывается совсем другой мир, новая реальность. Инес – дитя индустриального ада. Работа заполняет 95 процентов жизни. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Личная жизнь, которая должна начинаться после работы не наступает никогда, потому что вечером правила игры меняются – как одежда и интерьеры, но работа продолжается. Ужин с важным клиентом, секс с перспективным коллегой, задушевный девичник с нужными “подружками”. Понятие “дом” сжалось до комфортного пространства, куда измученная фальшивыми эмоциями, вымученными улыбками, официозным общением, иногда кокаином и не лезущим в глотку шампанским, приползает несчастная – успешная бизнесвумен. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Винфрид смотрит на дочь и не узнает. Она вся словно закована в латы – боевая раскраска, деловой костюм, а в руках, как защита от душещипательных разговоров – новое космическое оружие – смартфон. И неважно, звонит он или нет, ведь всегда можно сделать вид, что ты разговариваешь и избежать неловкости с отцом наедине. Чтобы не чувствовать, не жалеть, не увязнуть в этой тине почти забытых эмоций. Потому что завтра опять назад – туда, где выживает сильнейший. Где дружат только из-за нужных связей, врут и спят ради дела, где ты давно забыл кто ты и чего хочешь и зачем вообще родился. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ А папа такой растерянный, такой несчастный с дурацким аппаратом, измеряющим давление… Все карты спутал пес Вилли. Своей смертью он нарушил что-то, стер границы. Винфрид едет к дочери в Бухарест и две вселенные пересекаются. Кто победит и спасет ли папина любовь и юмор заледеневшую душу дочери? – А ты вообще – человек? – растерянно шепчет он, проведя пару дней рядом с ней. – Ну ты здесь хоть немного счастлива? – А что ты имеешь ввиду под счастьем? Это такое сильное слово. – Я хотел спросить, есть ли у тебя здесь жизнь? – Типа, в кино сходить и все такое? Инес стесняется отца, он все делает не так, он не так одет, не то говорит, и путает ей все карты. – Ты надолго приехал? – в ужасе спрашивает она его на второй день мучений. – Взял отпуск на месяц… Как же я тебя сейчас напугал. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Чтобы быть достойным своей Инес, соответствовать ее заоблачному уровню, и не выглядеть настоящим Йети в большом городе, главному герою придется измениться, одеть маску, впрочем, как и Инес, и всем нам. Но опасность заключается в том, что, постоянно подстраиваясь и играя, можно забыть о том, кто ты, какой ты, настоящий. Одеть маску легко, а вот снять порой очень трудно. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Так появляется Тони Эрдманн –то немецкий посол, то бизнес-коуч, то просто сумасшедший старик, который может себе позволить любые безумные выходки. Все, что он делает – сюр, гиперболизация, стеб, когда на кону спасение дочери – все методы хороши. Это фильм е об одиночестве – где бы ты не был, в деревне или в городе, окруженный людьми или родственниками. Это фильм об отцовской и дочерней любви, которая может как цунами разрушить все стены, все барьеры и вылечить израненные души. Есть социальная тема и даже одна эротическая сцена, которая запомнится надолго, немецкие кинематографисты всегда умеют удивить там, где, кажется, все давно известно. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Но самое незабываемое – финал под кодовым названием “Голая вечеринка”, когда маски (в данном случае одежда), наконец, сброшены и Инес, стоявшая насмерть весь фильм, превращается в достойную дочь своего отца – клоунессу. Фото: https://www.kinopoisk.ru/film/868556/stills/ Почти три часа разряженного и размеренного действия, почти документальная съемка с рук, плавающая камера, настоящая жизнь без штатива и настоящий звук с интершумом. Зал рыдает от смеха, а потом едва сдерживает слезы. Похоже, тонкий женский взгляд и интуиция позволили Марен Аде ухватить нечто, что давно витает в воздухе. Поколение вымирающих динозавров бродит по улицам 21 века, мир никогда уже не будет прежним.

“Тони Эрдманн”. Цирк уехал, а клоун остался
© Ревизор.ru