Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Фотоковчег Джоэла Сарторе: студийные фото для исчезающих животных

Joanna Jolly BBC World Service Американский фотограф-натуралист Джоэл Сарторе спасает исчезающих животных, заставляя нас в них влюбиться. Джоэл Сарторе 16-й год работал фотографом-натуралистом в журнале National Geographic, когда врачи обнаружили у его жены Кэти рак груди. Дома у Джоэла и Кэти было трое детей, и Сарторе принял решение на год отойти от работы, чтобы поддержать жену. Кэти предстояло пройти курсы лучевой и химиотерапии. Пауза в работе и путешествиях дала Сарторе возможность оглянуться назад и подумать о долгосрочных последствиях своей работы. "Статьи в журналах выходили и забывались, - рассказывает фотограф. - Но я так и не видел признаков того, что положение исчезающих видов меняется к лучшему. И я подумал - а что я лично могу сделать, чтобы как-то им помочь?" Ответ пришел к Сарторе, когда он фотографировал детеныша голого землекопа - небольшого роющего грызуна - в своем родном городе Линкольн, штат Небраска. Сарторе усадил грызуна на фоне белой разделочной доски, которую нашел на кухне зоопарка, и сфотографировал. В результате получился профессиональный, студийного качества портрет животного. "Я подумал - что если они посмотрят людям в глаза? Если мы сфотографируем животных без отвлекающих элементов, на черном или белом фоне - так, чтобы на фото они были одинаковых размеров? Чтобы и мышь и слон выглядели одинаково большими и интересными. Может быть, так мы сможем заинтересовать публику проблемой исчезающих видов и вымирания?" - рассказывает Сарторе. Жена фотографа успешно проходила курс лечения, а сам Сарторе начал посещать другие зоопарки в близлежащих городах. Дирекции зоопарков с удовольствием помогали фотографу: ему выделяли комнаты, которые он красил в белый или черный цвет. Внутрь комнаты фотограф ставил тарелку с кормом. "Как правило, животные думают, что просто пришли пообедать. Так и есть, но помимо этого, мы их фотографируем", - рассказывает фотограф. Фотопроект Сарторе разрастался. Вскоре на его работу обратили внимание редакторы National Geographic и заказали Сарторе несколько фотосерий. Одну, например, про амфибий, и еще одну - про животных из Красной книги Америки. Сарторе вновь отправился в путешествие, на этот раз захватив с собой несколько палаток разных размеров, чтобы фотографировать в них мелких животных, ящериц и птиц. Имея дело с крупными животными, Сарторе по-прежнему работал в безопасных условиях зоопарков. "Большинство животных, которых я фотографирую, рождаются и вырастают в неволе. Люди, которые за ними ухаживают, очень хорошо их понимают", - говорит Сарторе. "Иногда мне попадаются капризные, даже немного агрессивные звери, но в основном съемки проходят как по маслу", - добавляет фотограф. Сарторе снял уже более шести тысяч видов животных в 40 странах. Его проект получил название "Фотоковчег National Geographic" (The National Geographic Photo Ark). Снимки животных авторства Сарторе попадали на обложку National Geographic, в ходе световых шоу фотопортреты проецировали на самые известные в мире здания - соборы Ватикана, Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке и здание штаб-квартиры ООН. Многие виды животных, которые появляются в проекте, находятся на грани исчезновения. В прошлом году Сарторе сфотографировал бахромчатолапую квакшу (Ecnomiohyla rabborum) по кличке Крепыш. Крепыш был последним выжившим представителем своего рода на планете. Борцы за сохранение редких видов поймали Крепыша в Панаме в 2016 году, пытаясь спасти как можно больше видов амфибий от бушевавшего в регионе грибка батрахотрихиум, заражавшего лягушек и квакш со стопроцентным смертельным исходом. Крепыша отвезли в Ботанический сад Атланты в штате Джорджия. Хотя Крепыш спаривался с самками своего вида, их головастики не выживали, а позже погибли и сами самки. Сам Крепыш жил дольше всех, в какой-то момент став единственным известным человечеству представителем своего рода. Но в сентябре 2016 года умер и он. Незадолго до смерти крепыша Сарторе снял его портрет. "Я стараюсь упоминать о нем каждый раз, когда выступаю публично. Вместо тог, чтобы печалиться о нем и его вымершем виде, я рассказываю эту историю, чтобы вдохновить других, чтобы им не было все равно", - говорит фотограф. Северный белый носорог - еще один исчезающий вид, одного из последних представителей которого Сарторе удалось сфотографировать в чешском зоопарке "Двур-Кралове". "Мы к ней чуть не опоздали", - рассказывает фотограф о своей встрече с животным по имени Набира. "Нам удалось снять очень хороший портрет, а потом, к концу съемки, она легла и заснула, потому что ближе к концу жизни много спала", - рассказывает Сарторе. Через неделю после съемки Набира умерла. После гибели Набиры и последовавшей вскоре смерти другого северного белого носорога в зоопарке Сан-Диего, в мире остаются всего три представителя этого вида. Все они живут в охраняемом заповеднике в Кении, и все уже вышли из репродуктивного возраста. Сейчас ученые пытаются спасти вид путем экстракорпорального оплодотворения эмбриона, который планируют поместить в утробу самки похожего вида. "Мы позволяем вымирать не только мелким животным. К сожалению, крупных зверей это тоже касается", - говорит Сарторе. Цель проекта Сарторе - задокументировать 12 тысяч разных видов животных для будущих поколений. Он надеется, что поможет другим животным избежать судьбы, которая постигла Набиру и Крепыша. "По меньшей мере 75-80% видов, которые я фотографирую, можно спасти от вымирания. Однако для этого люди должны знать, что они существуют, люди должны в них влюбиться - захотеть узнать, как им помочь", - говорит Сарторе. И хотя в обществе растет понимание опасности, которая грозит сравнительно крупным животным, таким как белые медведи или тигры, Сарторе уверен, что про более мелкие исчезающие виды - грызунов, летучих мышей и лягушек - не знает почти никто. "Цель "фотоковчега" - отдать должное всем существам, большим и маленьким, и дать людям понять, что если они исчезнут, то можем исчезнуть и мы", - говорит Сарторе. "В интересах человечества не ставить крест на других живых существах, а сохранять их, чтобы у нас была здоровая планета", - резюмирует фотограф.