Как провалилась тотальная мобилизация западных СМИ
Алексей Панкин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" В уходящем году в мире медиа случились два знаковых явления. Россия попрощалась с советской журналистикой. А на Западе были потрясены устои "Нового Ватикана". Этим термином Александр Зиновьев обозначал систему западнистских СМИ, осуществляющих идеологический контроль над своими народами и населением колонизируемых стран. Так что же произошло в России? Здесь 10 декабря, в День прав человека, не состоялось вручение премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок" за как бы отсутствием достойных ее работ. Премия была учреждена в 2001 году бывшим диссидентом Петром Винсом в память об Андрее Сахарове, благодаря которому он оказался на свободе. Парадоксальным образом именно она стала хранителем лучших традиций советской журналистики. И вот поток иссяк. 13 декабря ушла из жизни Инна Руденко, официально признанная "легендой российской журналистики" и действительно таковой являвшаяся. Почти 60 лет она проработала в "Комсомольской правде"; в советские времена ее очерками зачитывались миллионы людей, для которых она была нравственным авторитетом. Политбюро вносило коррективы в политику государства по следам ее выступлений. Мой отец, двадцать лет проработавший с Руденко в "Комсомолке", так вспоминает свое первое знакомство с ней на журфаке МГУ: "Услышал, проходя по факультетскому коридору, звонкий девичий голос, заглянул на собрание коллег курсом младше, и увидел девушку с толстенной русой косой чуть ли не до щиколоток. Звенящим от гнева и сострадания голосом она защищала от упреков в стиляжничестве и преклонении перед иностранщиной парочку лоботрясов-однокурсников в вызывающе узких брюках и с широченными плечами в твидовых пиджаках". Вспомните, как подобная ситуация решается в фильме "Стиляги" Валерия Тодоровского, по которому нынешняя молодежь составляет впечатление об истории. В студенческой аудитории серая безликая комсомольская масса монотонно обличает инаковыглядящих под "Скованных одной цепью" "Наутилуса". Более 50 лет назад Инна Руденко стала одной из основательниц "Алого паруса", тематической страницы для подростков. Выпускать ее взяли старшеклассника, на чьи неправильные взгляды газете пожаловались учителя. Письма в газеты приходили огромными мешками, и каждое, даже от графоманов, находило ответ. По серьезным поводам журналисты и в командировки ездили, и по судам ходили, и с начальством схлестывались. (Кстати, в 2000-е годы и выпуски молодежных приложений, и работа с читательскими откликами в интернете и соцсетях были взяты на вооружение западной прессой в качестве новейших издательских технологий по "привлечению и вовлечению аудитории" — без малейшего представления о том, что все это уже давно было изобретено в СССР.) Типография газеты "Комсомольская правда". В наборном цехе. 1984 год Тогда еще не опальный, но уже не ортодоксальный философ Александр Зиновьев участвовал в читательских дискуссиях "Комсомолки" на тему "Знание и нравственность". Журналист Сергей Сергеевич Смирнов, преодолевая равнодушие чиновников, по крупицам восстанавливал забытый подвиг героев Брестской крепости, а журналист Ким Костенко реабилитировал героев-молодогвардейцев, на чьи имена была брошена тень в каноническом романе "Молодая гвардия" Александра Фадеева. После выхода в свет очерка Руденко "Долг" о мытарствах инвалида-афганца собралось Политбюро. Государству напомнили о солдатах той войны. …Знаменитый канадский теоретик медиа Маршалл Маклюэн, великий парадоксалист, мысливший поперек традиционных клише "свободы слова" и "пропаганды", видел главную функцию советской журналистики в борьбе за повышение производительности труда без материальных стимулов. То есть, в "воспитании нового человека". Отсюда, рассуждал Маклюэн, и ее повышенное внимание к простому человеку, к проблемам морали, гуманизм; стилистика, тяготеющая скорее к литературе, чем к телеграфному языку западной прессы. Маклюэн прав. Даже создав на костях крестьян мощную экономику в отсталой стране, Советский Союз никогда бы не победил превосходящие силы объединенной Гитлером Европы, если бы не успехи советской пропаганды в воспитании этого самого советского человека. В том числе и при помощи творимой военной журналистикой мифологии, превратившейся с годами в историческую правду. Ту самую, которую, начиная со времен гласности, и по сей день, стало так модно разоблачать. Сегодня условия информационной войны, являющиеся частью войны на уничтожение, развязанной против России Западом, объективно ставят перед современной российской журналистикой те же оборонительные и наступательные задачи, что и перед советской. Но происходит это в условиях экономической системы западнистского типа, при которой, согласно тому же Маклюэну, главная функция журналистики – развлекать и служить обрамлением для рекламы, двигателя торговли. Для подтверждения данного тезиса достаточно посмотреть наши телевизионные ток-шоу. Не это ли, в конце концов, и привело к иссяканию работ, представляемых на соискание премии им. А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок"? Что же касается традиционной западной журналистики, то в уходящем году она достигла высокой степени паскудства, сравнимой с разоблачительными кампаниями в советской прессе (о них мы тоже не забываем) и "охоты на ведьм" в США 1940-х — 1950-х годов. Все это происходило в рамках почти тотальной мобилизации Нового Ватикана на обеспечение "правильных" результатов референдума о выходе Великобритании из ЕС и, особенно, президентских выборов в США. Обе беспрецедентные по размаху и согласованности пропагандистские кампании в CМИ провалились. Встреча Бориса Ельцина в аэропорту города Воронежа. 27 мая 1991 года Невольно вспоминаются выборы первого президента России 12 июня 1991 года, когда Борис Ельцин победил вопреки (или благодаря?) тому, что против него работало большинство российских СМИ, и, в первую очередь, национальное телевидение. Этот результат показал, насколько ненадежной стала машина советской пропаганды. А триумф Ельцина оказался решающим шагом на пути к развалу СССР, одной из величайших геополитических катастроф XX века, по оценке президента России Владимира Путина. Ну, что же, поживем — увидим, что же будет с Америкой и с нами в 2017 году.