«Художник идет на дракона». «Кубанский Рерих» о том, за что любит горы

Когда несведущие люди спрашивают Сергея Дудко о том, чего в его характере больше – любви к живописи или стремления к путешествиям, он всегда рассказывает эту историю – одно из своих первых детских воспоминаний. Родился художник в заснеженном Красноярске, а на Кубань переехал в пятилетнем возрасте. Но хорошо помнит, как в далеком сибирском крае совсем крохой сидел возле подоконника и, макая кисточку в бутылку с талой водой (на севере ее приспособились собирать прямо с заиндевевших окон с помощью привязанных к подоконникам емкостей), рисовал чем-то вроде акварельных красок... горы. Почему именно их? Видимо, судьба с детства предопределила, чем он будет заниматься в жизни, говорит Сергей Дудко. Взбираться на колени матери Сергей Викторович – фаталист, и этого не скрывает. С другим подходом к жизни в горы, кажется, и идти нельзя. «Горы невозможно победить или покорить. Они неизмеримо сильнее нас. Это горы людей отбирают под себя: восхождение не для всех физически и морально по силам. Знаю таких, кто здесь находится в прекрасной физической форме, а на высоте все время им что-то мешает, беспокоит», - говорит Дудко. И совершенно точно, по его мнению, не дойдут до вершины те люди, кто идет в горы, как солдат на врага. Недаром непалец Тенцинг Норгей, первым в мире (в паре с новозеландцем Эдмундом Хиллари) взошедший на вершину Эвереста, говорил, что ощущал себя ребенком, взбирающимся на колени матери. Ну, а если без всякой лирики, то, по словам Сергея Дудко, альпинисты бывают осторожные и ... мертвые. И главное исусство здесь - четко распланировать действия группы, контролировать ситуацию на всех этапах и уметь вовремя отступить. Потому что ценой ошибки будет твоя жизнь или жизнь товарища. Этюд на высоте 5 тысяч метров Свой путь в горы Сергей Дудко начинал, как водится, со школьных походов выходного дня. Постепенно дорос до уровня мастера спорта по горному туризму, а затем увлекся и альпинизмом. В ту пору об экстремальных плэнерах на высоте и речи не было – выпускник художественного училища все силы отдавал спорту. «Но прошло время, и появилось понимание того, что все маршруты, какие хотелось бы, я не пройду, и от этого сначала стало очень грустно, - вспоминает Сергей Викторович. – Но потом решил: если я куда-то не дойду – другие обязательно дойдут, а вот если того, что увижу, не напишу на холсте – никто уже не напишет. Именно так, как я увидел и почувствовал! Ведь каждый творческий человек по-настоящему уникален... Этой осенью мы вместе с дочерью писали Эверест на высоте 5 тысяч метров, стояли рядом, но у каждого получилось что-то свое. У нее – земля, выросшая до неба, а у меня – «сгусток неба», опустившийся на землю». Вот так и повелось, что Сергей Дудко в горы без этюдника не идет. А вершины за эти годы были разные – и Кавказ, и Памир, и Тянь-Шань, и Гималаи с их восьмитысячниками. Разумеется, высота накладывает ограничения – монументальное полотно здесь не напишешь, надо обходится этюдами по размеру рюкзака. Это уже потом, дома, в спокойной обстановке, художник возьмется за холсты большого размера. «В наше время фототехника и полиграфия на высочайшем уровне, но и живопись жива по-прежнему, потому что картина – это не только то, что я вижу, но и то, что знаю о предмете и что чувствую, - говорит Дудко. – Фотограф как охотник: добывает то, что есть. А художник абсолютно самостоятелен: может на «дракона» пойти и «дракона» «завалить»». Камнепад и лавина Курсанты краснодарского летного училища (КВВАУЛ), которые пришли на встречу с художником в галерею «Сантал», заметили, что Дудко никогда не рисует снежные лавины или ураганы, максимум – особые «тревожные» облака, которые в Гималаях предсказывают резкое ухудшение погоды. «Плохого и на земле хватает, - соглашается с наблюдением Сергей Викторович. – Мне хочется изображать горы такими, как я их ощущаю, – спокойными, величественными». Хотя на высоте ему не раз приходилось встречаться с опасностями. Как-то на Памире, в метрах 70 от группы альпинистов, где шел Дудко, пошла трещина, и склон поехал вниз. Хорошо, что спортсмены стояли в это время на «террасе», и массы снега через них благополучно «перепрыгнули» и покатились дальше. Там же попали и под камнепад. «Вдруг слышим гром, клацание сверху, а мы как раз сидели на привале. Рюкзаки тяжелые – мгновенно ты с таким грузом не вскочишь на ноги, только болтаешь, как черепаха, руками и ногами из-под «панциря», а драгоценные секунды уходят», - вспоминает художник. К счастью, и тогда все обошлось благополучно. Первые на Эвересте в новом тысячелетии Кстати, кубанские альпинисты даже улучшили горную статистику. Например, на чрезвычайно опасном восьмитысячнике К-2 в 2007 году она была такой: на 7 взошедших 9 трупов. Но четверо спортсменов из группы Дудко покорили вершину и целыми-невредимыми вернулись обратно. На Маккалоу кубанцы шли по очереди третьими. В первой группе один человек погиб, во второй – два. А у россиян трое взошли и никого по пути не оставили. «На Эверест мы первый раз пошли в 2000 году. Помните, это был миллениум, начало нового тысячелетия, с ним все время конец света связывали, - рассказывает Сергей Викторович. – Чего нам только не предрекали! Но наши ребята благополучно добрались до вершины. Получается, первые в новом тысячелетии». «У каждого своя гора» Сегодня у Сергея Дудко есть мечта – написать с натуры самые высокие горы мира: все 14 восьмитысячников. «Люблю горы за то, что они дают человеку возможность почувствовать свою силу и свою слабость, - говорит он. - И пока есть на земле люди, и пока есть горы, они существуют друг для друга». А для тех, кто не чувствует в себе сил для занятий альпинизмом, Сергей Викторович поясняет: «У каждого своя гора – своя цель, и она должна быть высокой. Идеал, конечно, недостижим, но в процессе попыток его получить, мы себя осознаем, набираемся новых знаний и опыта, видим новую даль и находим новые цели». Выставка Сергея Дудко «Свет высоких гор», приуроченная к 70-летию Краснодарского отделения Русского географического общества, проходит в галерее «Сантал» (ул. Коммунаров, 58) до конца января. Вход свободный. Экспозиция работает без выходных.

«Художник идет на дракона». «Кубанский Рерих» о том, за что любит горы
© АиФ – Юг