Явление красного флага: "болотное дело" XIX века
Артем Кречетников Русская служба Би-би-си, Москва Исполнилось 140 лет событию, вошедшему в анналы русского революционного движения как "демонстрация у Казанского собора". Историческое значение мелкому, в общем, эпизоду придали два обстоятельства. Во-первых, это был первый в России политический митинг. Прежде методами борцов с царизмом являлись либо пропаганда, рассматриваемая как подготовка народа к восстанию, либо террор. Ненасильственные массовые акции они считали атрибутом пресного европейского либерализма. Во-вторых, опять-таки впервые, был публично поднят красный флаг, известный в Европе как революционный символ со второго восстания лионских ткачей в 1834 году, но диковинный в России. Никто и подумать не мог, что страна впоследствии проживет с ним три четверти века. Мы проповедовали не либерализм и даже не социализм, а переделанный на русский лад бакунизм, который учил презирать "буржуазные" политические права и ставил в виде идеала допотопные крестьянские учреждения Георгий Плеханов Акция всеми единодушно оценивалась как провальная. Событие, в котором переплелись трагедия и фарс, отразило три вечные российские беды: негибкость и жестокость власти, оторванность от жизни и непрактичность интеллигенции, инертность и невежество масс. Случившееся почти полтораста лет назад перекликается с совеременностью. Инициатива снизу В 1874 году разночинцы развернули "хождение в народ". Пропагандистские кружки, рассчитанные на рабочих, появились и в столице. В отличие от марксистов, тогда еще не заявивших о себе в России, народники считали "фабричных" не самостоятельной силой, тем более, "гегемоном", а теми же крестьянами, временно отправившимися на заработки в город. 30 марта 1876 года от двух до трех тысяч человек прошли за гробом студента петербургской Медико-хирургической академии Павла Чернышева, арестованного по нашумевшему делу о пропаганде ("процесс 193-х") и умершего в доме предварительного заключения. Рабочий занимал второстепенное место в расчетах революционеров. В городе пропаганда велась между делом, и исключительно с целью выработать из рабочего пропагандиста для деревни Георгий Плеханов В революционных кругах родилась мысль, что неплохо было бы устроить подобную акцию и без особенного повода. Причем посетила она не руководителей кружков из числа интеллигенции, а их учеников. "Многие очень сожалели, что по незнанию не смогли принять в них [похоронах Чернышева] участия, - писал в мемуарах патриарх российской социал-демократии Лев Дейч. - Особенно жалели распропагандированные рабочие, и вскоре они решили устроить демонстрацию без похорон. Мысль эта, по-видимому, понравилась Плеханову, Натансону и Михайлову. Но инициатива принадлежала рабочим". Участник плехановского кружка Николай Новиков вспоминал: "Когда на сходках обсуждался вопрос о Казанской демонстрации, то многие из нас говорили: "Лишь бы нам набрать тысяч пятнадцать, то двинемся к Зимнему дворцу: "Выходи-ка, мол, к нам, ваше величество, мы с Тобой потолкуем о земле и воле". Плеханов утверждал, что лидеры колебались: "Они [рабочие] уверяли нас, что если хорошо взяться за дело и выбрать для демонстрации праздничный день, то соберется до двух тысяч рабочих. Мы сомневались, но бунтарская жилка заговорила в каждом из нас, и мы сдались". Среди организаторов митинга оказалось целое созвездие будущих знаменитостей: руководитель "Народной воли" Александр Михайлов (революционная кличка "Дворник", в 1882 году приговорен к пожизненному заключению за террор, спустя два года умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости); Марк Натансон ("Мудрый Марк", впоследствии видный эсер, выступавший против террора); юный студент Горного института Георгий Плеханов, с благоговением смотревший на старших товарищей; участница покушений на Александра II Вера Фигнер. Народнический кружок считал одной из своих задач поддерживать в обществе возбужденное состояние, недовольство и внушать беспокойство властям. Казанская демонстрация была затеяна с целью сделать вызов правительству, поразить противников и ободрить сторонников Вера Фигнер Прославился главным образом Плеханов, успевший сказать единственную речь, прежде чем митингующих разогнала полиция. Но ключевую роль сыграл "Мудрый Марк", о чем некоторые участники демонстрации узнали только на каторге. Плеханов рассказывал коллеге по группе "Освобождение труда" Павлу Аксельроду, что "получал именно от Натансона каждый день инструкции, а вечерам отдавал ему точный отчет о сделанном". Современный петербургский историк Андрей Буровский указывает, что этот человек известен меньше, чем заслуживает, поскольку всю жизнь держался в тени. Зато он был выдающимся организатором, блестяще умел вовлекать в революцию новых людей и каждого использовать с максимальным ущербом для правительства. Михайлов предложил посвятить выступление борьбе за права политзаключенных. Страдания близких людей не давали покоя. Представители печати знают и многие возмущаются, но печать молчания наложена им на уста. А общество, знает ли оно, что происходит в казематах, кого так усиленно подавляет власть? До него доходят отрывочные слухи о ловле каких-то кровожадных демагогов, да иногда оно видит рыдающих отцов и матерей, лишенных детей, замешанных в какой-то политической истории Александр Михайлов "Арестовали сотни молодых людей за пропаганду в деревнях или в рабочих кварталах. Тяжесть заключения усугублялась желанием правительства отбить охоту молодежи к дальнейшим попыткам проповедовать социалистические истины. Во многих тюрьмах режим был ужасен и приводил часто к скоротечной чахотке, к самоубийствам и умопомешательству", - писала будущая народоволка Александра Корба. Место и время выбрали не случайно. Воскресенье 18 (6 декабря по старому стилю) - день Николая Угодника. Решили заказать в Казанском соборе молебен в его честь, на самом деле подразумевая томившегося в вилюйской ссылке Николая Чернышевского. Кроме того, рассчитывали, что власти не сразу сообразят, что происходит, и участники акции выиграют какое-то время. Идея использовать красный флаг родилась на последней сходке накануне митинга, и кому она принадлежала, история умалчивает: говорили наперебой. Известная в будущем народоволка Наталья Ошанина вышила на полотнище белым шнуром слова "Земля и воля". "Нигилист, а не пролетарий" "Организация" - слишком громкое слово по отношению к тем примитивным приемам, с помощью которых демонстрация была устроена", - писал участник событий Михаил Чернавский. Дискутировали около месяца, но так и не выработали ни конкретного плана действий, ни списка ораторов. А главное, влияние немногочисленных распропагандированных пролетариев на фабричную массу оказалось в реальности ничтожным. Членов рабочих кружков попросили привести к указанному часу "побольше народу", не объясняя подробностей, а лишь сказав, что будет собрание. Подвели рабочие петербургских фабрик, обещавшие своим учителям, что их товарищи явятся во множестве и покажут силу рабочего класса Николай Сергеев Вместо обещанных двух тысяч человек пришли около четырехсот, причем и эта цифра, вероятно, завышена, поскольку сложно было отличить активистов от любопытствующих прохожих. В отчете III отделения говорилось о 150-200 демонстрантах. "Рабочих явилось ничтожное количество, так что демонстрировала одна учащаяся молодежь", - вспоминал Николай Сергеев. "Рабочих пришло весьма мало. Цель и значение демонстрации им не были понятны, и они повертелись в соборе и ушли. На площадь хлынул нигилист, а не пролетарий", - писал другой участник, Александр Бибергаль. Плеханов признавался: "Казанская демонстрация для пролетариев могла быть интересна разве лишь как новое, невиданное зрелище. Для деятельного участия в ней у них не было никакого осязательного повода. За несколько дней мы увидели, как несбыточны розовые надежды, но отступать было поздно". "В советское время действительность приносилась в жертву теории марксизма-ленинизма. Считать выступление у Казанского собора первой рабочей демонстрацией совершенно неправомерно. Это было интеллигентское протестное выступление с попыткой привлечь рабочих", - указывает современный исследователь Юрий Пелевин. Собственно говоря, и демонстрации не получилось никакой Евгений Колосов Пролетарии в основной массе не поняли ни смысла красного флага, ни лозунга "Земля и воля". "Эту надпись мы считали наилучшим выражением народных идеалов и требований. Но именно народу-то, по крайней мере, столичному народу, она и оказалась непонятной. "Земля-то это так, - рассуждали потом на фабриках, - земли точно надо бы дать крестьянам, а воля-то ведь уж дана". Вышло, что со своим девизом мы опоздали на пятнадцать лет", - вспоминал Плеханов. Неразбериха "К концу совершавшегося в Казанском соборе богослужения, - сообщал "Правительственный вестник", - начали в значительном числе собираться в храм молодые люди, по внешности коих можно было предполагать, что они принадлежат к числу учащейся молодежи. В группах молодых людей заметны были также и женщины. Во время молебна они вели себя весьма неприлично: не крестились, ходили по храму, шептались, смеялись и о чем-то сговаривались". Студенты и курсистки пытались понять, где состоится митинг, и что им делать, но никто ничего не знал. Митинг прошел самотеком, не организованно, что было предопределено еще на стадии его подготовки. Идейные задачи выступления не получили широкого распространения среди демонстрантов и даже отчасти от них скрывались. План проведения акции не был выработан. Публика не знала, что ей делать, и пребывала в вопросительном ожидании Юрий Пелевин Рабочие, по словам Плеханова, "разошлись по ближайшим трактирам, оставив у соборной паперти только небольшую кучку для наблюдения за ходом дел". Наконец прошел слух, что надо выходить на площадь. Сгрудились на паперти с левой стороны. Плеханов взмахнул фуражкой и произнес короткую сумбурную речь, к которой не готовился, но кроме него оказалось некому. Оратор разбранил "хозяев, помещиков и чиновников" и помянул "мучеников за народное дело", начиная с Разина и Пугачева. Когда он провозгласил: "Да здравствует свобода! Ура!", кто-то извлек красный флаг и дал его в руки 16-летнему Якову Потапову, неграмотному выходцу из Тверской губернии, работавшему на фабрике Торнтона. Подростка со знаменем подняли на плечи. В толпе одни говорили, что восстали поляки, другие, что объявляют войну Турции, третьи, что кого-то переехал извозчик. Все продолжалось не более пяти минут. Потом раздались свистки городовых. Просматриваются очевидные параллели между демонстрацией у Казанского собора и событиями на Болотной площади 6 мая 2012 года. Разница в том, что "болотников" не пускали к месту проведения митинга, а их далеких предшественников начали бить и задерживать, когда они уже собирались расходиться. "Последствий инициаторы предвидеть не могли, так как все зависело от массы случайных обстоятельств, а от правительства они, конечно, ласки не ждали", - вспоминал впоследствии Михайлов. Тем не менее, общего решения, сопротивляться полиции, или нет, тоже заранее не приняли. Стихийно вспыхнула массовая драка. Поскольку стражей порядка на начальном этапе было мало, и резиновых палок, щитов и "космических" шлемов еще не придумали, силы оказались примерно равными. Отступая мимо памятника Кутузову, демонстранты в какой-то момент даже обратили полицию в бегство. Потом подтянулось подкрепление. В побоище вмешались дворники, извозчики, лавочники и певчие из Казанского собора. Кто во что горазд Председатель Петербургского окружного суда Анатолий Кони описал в воспоминаниях, как некоего купца спросили, зачем он полез в свалку. "Вышли мы с женой и дитей погулять на Невский, - ответил тот, - видим, у Казанского собора драка. Я поставил жену и дите к Милютиным лавкам, засучил рукава, влез в толпу и - жаль только двоим и успел порядком дать по шее. Торопиться надо было к жене и дитю - одни ведь остались!" "Да кого же и за что вы ударили?" "Да кто их знает, кого, а только как же, помилуйте, вдруг вижу, бьют: не стоять же, сложа руки?! Ну, дал раза два кому ни на есть, потешил себя - и к супруге". "Конечно, происходили и курьезы, - вспоминал Александр Бибергаль. - Какой-то купец, желая показать свою ревность, схватил студента и стал тащить его в участок. Но, на счастье студента, тут оказался доктор Веймар; он быстро нашелся, схватил купца с другой стороны и вместе со студентом привел его в участок. Купец рыдал и клялся, что он "не из этих", и его, наконец, отпустили". Михайлов избежал ареста благодаря дорогому костюму, Плеханов - потому что искали человека в фуражке Горного института, а он натянул сверху башлык. Зато без разбора хватали длинноволосых юношей и коротко стриженых девушек, людей в брюках, заправленных в сапоги, очках и пледах. Яков Потапов сунул свернутый красный флаг за пазуху и пошел прочь в сопровождении Веры Фигнер и ее сестры, пригласивших его на обед (у левой интеллигенции считалось хорошим тоном угощать рабочих, при этом те и другие страшно смущались). Крестьянин Рябинин, движимый верноподданническими чувствами, долго шел по Невскому, не спуская глаз со "знаменщика", и указал на него первому попавшемуся полицейскому. Подростка забрали, приличных девиц не тронули. Самая нелепая и трагическая история приключилась со студентом-народником Архипом Емельяновым, более известным под псевдонимом "Боголюбов". Он изначально считал, что из демонстрации ничего путного не выйдет, и яростно спорил об этом на сходках с Натансоном. В назначенный час пришел к Казанскому собору просто поглядеть, что получится, и все время простоял в сторонке. Среди тех, кто дрался с полицией, особенно лихо махал кулаками какой-то крепкий молодой человек, внешне похожий на Боголюбова. Он благополучно убежал и остался неизвестным, а стражи порядка, запомнившие, что их бил высокий брюнет, схватили спокойно шедшего домой Боголюбова. В кармане у него нашли револьвер, и, хотя ношение оружия тогда не было запрещено законом, решили, что поймали самого главного смутьяна. В результате Боголюбов получил 15 лет каторги - больше, чем кто-либо из проходивших по делу. В доме предварительного заключения он был высечен по приказу петербургского градоначальника Трепова, что стало поводом для знаменитого покушения Веры Засулич и ее сенсационного оправдания присяжными. В тюрьме Боголюбов сошел с ума и умер в 1887 году в возрасте 33 лет. Послушная Фемида Всего задержали 36 человек, многих из которых избили и обобрали в полицейских участках. Пятнадцать человек выпустили, а 21 предали суду. Еще одно отличие от "болотного дела" состоит в том, что в наши дни следствие растянулось на годы, а Александр II уже 29 декабря повелел закончить все как можно быстрее. Процесс в Особом присутствии Сената прошел 18-25 января 1877 года в здании окружного суда на Литейном проспекте. Обвинительный акт изобиловал юридическими огрехами и противоречиями, свидетели путались в показаниях, не узнавали тех, кого вроде бы опознали во время дознания. В России до того не бывало несанкционированных митингов, как и соответствующей статьи в законе. За "оскорбление полицейских во время отправления ими должности" (ст.31 Уложения о наказаниях) полагалось до трех месяцев ареста. Однако сенат вменил обвиняемым тяжелые статьи 252 ("дерзостное отрицание установленного законами образа правления") и 90 ("преступное противодействие властям законным"). Протесты подсудимых и их адвокатов, что участники митинга не выступали против государственного строя, а лишь требовали гуманного обращения с заключенными, были отвергнуты. Пять человек приговорили к каторге, 10 к ссылке, троих оправдали. Трех несовершеннолетних, в том числе Якова Потапова, "принимая во внимание свойственное их летам легкомыслие", отправили в монастыри "для исправления их нравственности". На развилке истории Если бы не реакция властей, инцидент скоро забылся бы. "Демонстрация 6 декабря 1876 года вызвала со стороны общества весьма равнодушное отношение", - вспоминал Анатолий Кони. "Большая часть жителей губернии принимает слух о случившемся происшествии апатично. Если бы сообщалось какая-нибудь ловкая мошенническая проделка, это вызвало бы несравненно больший интерес", - доносил в Петербург начальник Новгородского жандармского управления. Все изменили громкий процесс и жестокая кара. "В первую минуту эта демонстрация произвела удручающее впечатление, - писал исследователь истории "Земли и воли" Евгений Серебряков. - Но правительство постаралось исправить ошибки революционеров. Суровый приговор над "казанцами" вызвал общий крик негодования". Власть и революция: игра в четыре руки Первый русский террорист: неудачник, изменивший историю Мирную протестную акцию приравняли к попытке насильственного свержения строя. За пять минут свободного выражения своего мнения и стычку с полицейскими, ими же и спровоцированную, участники расплатились годами заключения. С этого момента наступил перелом в настроениях революционных народников и в их тактике борьбы. В Казанской демонстрации сопротивление полиции вылилось лишь в рукопашное сражение. Теперь нигилисты уже не стеснялись стрелять в представителей власти на каждом шагу Юрий Пелевин Революционеры перешли к террору, а общественное мнение радикализировалось. Лишь в анонимной рукописной брошюре "По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 года", автором которой некоторые исследователи считают Плеханова, содержался призыв по примеру Запада "завоевать и пользоваться тем, что называется политической свободой, то есть свободой слова, сходок, совести, печати". За "казанской историей" последовали "дело Засулич" и серия покушений на императора, завершившаяся его гибелью. В тот зимний день был потерян еще один шанс направить российское освободительное движение в цивилизованное эволюционное русло.
