ДТП с автобусами объяснили кризисом и бюрократией
Эксперты разобрали причины аварии в ХМАО Причиной крупной аварии в ХМАО, в ходе которой погибли десять детей, стали сразу несколько системных проблем, которые невозможно решить оперативно. К такому выводу пришли эксперты, которых собрала на внеочередное совещание Общественная палата РФ. Речь идет, в частности, об отсутствии эффективного контроля за перевозками, усложненных согласованиях и бюрократии, предбанкротном состоянии многих перевозчиков. Эксперты говорят о необходимости срочно менять правила перевозок, а также призывают упросить госзакупки при заказе автобусов. В четверг Общественная палата РФ собрала внеочередное совещание, чтобы обсудить ситуацию с перевозками детей в РФ. Поводом послужила авария в ХМАО, произошедшая 4 декабря: детская команда по спортивной акробатике возвращалась из в Ханты-Мансийска в Нефтеюганск, водитель автобуса не справился не с управлением, врезался в грузовик и вылетел в кювет. В результате погибли 12 человек, включая десять детей. Возбуждено несколько уголовный дел, обвинение предъявлено, в частности, водителям автобуса и грузовика, а также директору школы, где учились дети. «Говорить что-то конкретное пока нецелесообразно, очень много вопросов к автобусу, к перевозке, к транспортным средствам, которые двигались навстречу,— заявил первый замначальника ГИБДД России Владимир Швецов, выступая в ОП.— Фирма эта не имела лицензии на заказную перевозку, хотя по сути перевозка была именно заказная. Целый ряд нормативно-правовых документов был нарушен». Основной спор возник вокруг постановления правительства РФ №1177, где определены правила организованной перевозки детей автобусами. Завкафедрой автомобильных перевозок МАДИ Норайр Блудян считает, что перевозка детей «с точки зрения нормативки» отрегулирована «четко и ясно». «Но надо думать, почему компании нарушают эти правила,— заявил он, выступая в ОП.— Во многих случаях предрейсовый медицинский и технический осмотр не выполняются. Настало время для того, что мы начали скрупулезно рассматривать причины. Нужно создавать условия, чтобы предприятия могли выполнять все эти требования». «Как мы можем проконтролировать осмотры в предприятиях, не имея в каждом по инспектору Ространснадзора? Это невозможно»,— говорил советник председателя профсоюза «Таксист» Юрий Фисенко. Советник руководителя Ростуризма Сергей Менделевич говорил о том, что действующие правила «жутко забюрокрачены». «В комплект документов для перевозки входит, к примеру, схема посади в автобус. Я спросил в Минтрансе: зачем она нужна? Они мне отвечают: ну что вам, трудно вписать одной строкой?» — рассказал он.— Зато штрафы применяются колоссальные, причем не за реальные нарушения, а за “бумажные” вещи. Водителю не успели передать комплект документов за два дня — штраф. Экскурсовод сел, а его нет в списках — штраф. В Минтрансе работают люди некомпетентные. У экспертов были вопросы к этому документу еще на этапе подготовки, но в итоге ни с одним ведомством, которое занимается детским туризмом — Минкультуры, Минобразования, Ростуризмом,— никто ничего не согласовал». По его словам, постановление правительства №1177 необходимо «срочно переделывать». Напомним, что с этим постановлением связана еще одна проблема: с 1 января 2017 года по инициативе Минпромторга вводится запрет на перевозку детей в автобусах старше десяти лет. Эксперты ожидают, что групповые поездки на экскурсии и спортивные соревнования могут резко сократиться: более 50% парка автобусов в РФ — старше десяти лет, новые стоят от 10 млн руб., у компаний денег на технику нет. Минобрнауки и представители туриндустрии уже попросили правительство отменить норму, о чем “Ъ” сообщал ранее. Председатель комиссии по безопасности ОП Антон Цветков говорил о том, что перевозки довольно часто осуществляются нелегалами. «Они живут одним днем, в технику и безопасность не вкладываются, потому что знают, что их лавочка может быть закрыта уже завтра,— заявил он.— Кроме того, в перевозках очень высокая коррупционная составляющая. Я весь прошлый год говорил на коллегиях Ространснадзора, что руководитель подмосковного управления — жулик, в итоге его взяли,— добавил господин Цветков.— А ведь жуликов таких весь автобусный рынок знает, надо с ними что-то делать». Замначальника управления Ространснадзора Валерий Николаев призывал начать серьезную реформу в области перевозок. «Мы неоднократно выступали с инициативой вернуть лицензирование, а перевозку детей выделить в отдельную категорию,— заявил он.— По нашим данным, у более чем 18 тыс. школ есть собственные автобусы. Но как они туда попадают, кто их водит, никто не контролирует». По его словам, иногда водители, перевозящие детей, даже не имеют соответствующей категории прав для управления автобусами. Глава управления Ространснадзора по Москве Сергей Суханкин добавил, что необходимо выходить «на уровень хозяина транспортного средства». «Водителю-то все равно, ему дал задание руководитель, он и поехал,— пояснил он.— Мы должны искать другие, более эффективные способы контроля. Что-то новое должно быть в нашей работе». «Надо все-таки обращать внимание на то, кто организует перевозку, а не гнаться за “дядей Васей”, который повезет подешевле»,— добавил господин Николаев. Замгендиректора ГУП «Мосгортранс» Леонид Антонов затронул проблему выбора перевозчика для транспортировки детей: сегодня для этого образовательным учреждениям нужно проходить сложную процедуру госзакупки. «Сейчас нашими заказчиками являются школы, которые вынуждены, вписываясь в закон, заказывать у нас услуги как у единственного поставщика,— пояснил он “Ъ”.— Надо понимать, что перевозка детей не может быть бизнесом. Это должно быть госуслугой, которая предоставляется компетентными предприятиями. Это должно быть выведено за рамки конкурсных процедур». Начальник отдела департамента физкультуры и спорта Москвы Татьяна Душечкина рассказала, что порой возникают ситуации, когда запланировать заранее потребность в автобусе для перевозки детей в другой город очень сложно. «Между матчами может проходить две-три недели, мы обязаны на каждую перевозку проводить конкурс, а это минимум месяц,— пояснила она.— Мы уже третий год пытаемся упростить эти процедуры». Начальник отдела безопасности департамента транспорта Москвы Евгений Колганов напомнил, что еще в августе 2015 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минтрансу в первом квартале 2016 года разработать «концепцию организации перевозок детей», включая создание специальных предприятий, оказывающих такого рода услуги (документ этот публично пока не представлен). Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, в свою очередь, говорил о низком уровне подготовки водителей. По его словам, автошколы сегодня практически не готовят водителей автобусов, так как курс обучения стоит около 120 тыс. руб. «Ни одно физлицо не может выложить такую сумму,— пояснил он.— Мы предлагали Минтруду разработать отдельный профессиональный стандарт водителя автобуса. На его базе можно было бы сделать отдельную программу для автошкол, но нам отказали. К этому вопросу надо вернуться». Представители бизнеса, в свою очередь, жаловались на кризис. «Большинство перевозчиков сейчас находится в предбанкротном или в банкротном состоянии,— заявил гендиректор компании “Сплайн-Транс” Денис Линев.— Одна из причин — серьезное падение пассажиропотока. Часть людей стали пользоваться сервисом “Бла-бла-кар” (поиск попутчиков на легковых автомобилях.— “Ъ”). 40% пассажиров непонятно на чем ездят. Из-за финансовой ситуации просто невозможно предоставлять качественные услуги». По итогам обсуждения Общественная палата планирует собрать все высказанные предложения, суммировать их и направить в Госдуму и правительство РФ. Иван Буранов