Новый "Уровень": для тех, кто не налазился в детстве по стройкам

На телеканале "Т24" в субботу 3 декабря стартует проект "Уровень". Ведущий Артем Абрамов отправляется на стройплощадки, орудует бензопилой, кладет кирпич, управляет экскаватором и узнает из первых уст о том, как строят дома, метро и стадионы. Накануне премьеры Артем рассказал, как найти общий язык с укладчиком асфальта, чего ждать от сварщиков, как изменился мир стройматериалов и какими будут первые серии проекта. — На федеральных каналах уже есть несколько программ про стройку. В чем идея программы "Уровень"? — Мы говорим не про гламурный ремонт и про то, как обставить дачу. Мы показываем стройку глазами строителя. В детстве любой мальчишка, как только его отпускают гулять одного, оказывается либо на крыше гаража, либо на стройке. И если его не выгонит сторож, мальчишка отправится в приключение по целому миру: узнает, из чего сделаны стены, как строят чердак и что скрывается внутри подвала. И это очень важно для мальчиков! Это желание познать, как что устроено, не проходит с годами. Поэтому мы сделали проект "Уровень" для тех мальчиков, что не налазились на стройке, повзрослели, работают в офисах, ездят на встречи, заключают договоры, подписывают сделки и понимают, что ни на какую стройку они уже не полезут. Но им по-прежнему интересно узнать, как все устроено. И современные технологии помогают нам показать это очень наглядно. — Как современные технологии помогают вам показывать стройку? — Мы используем самые современные камеры. Мы устанавливаем их на строительную технику, вешаем на подъемный кран, заглядываем в такие места, которые и на глаза-то не попадаются. Разумеется, у нас есть квадрокоптер, который может взлететь от уровня человека до высоты птичьего полета, связав таким образом в одном кадре простого рабочего и целую стройку. — Как вы стали ведущим канала "Т24"? — Я работал на радио и ТВ с конца 1990-х, был виджеем на "Муз-ТВ", читал новости на "Культуре", желал зрителям доброго утра на РТР. В последние годы я отошел от телевизионных дел и сосредоточился на работе завлита и драматурга — я пишу пьесы для "Театриума на Серпуховке", это моя основная занятость. Но мне на почту продолжают приходить уведомления о новых проектах. И так я узнал, что телеканал о мужских увлечениях ищет человека, который умеет держать в руке молоток и при этом хорошо держится в кадре. Отчего бы не попробовать? Звучит — как работа мечты. Прислал резюме, пришел знакомиться, да так и остался. Но театр я, конечно, не оставил. Одно другому не мешает. — Почему работа мечты? Откуда у вас интерес к строительству, столярному делу? — Пять лет назад я понял, что не хочу жить в Москве, и переехал за город в деревянный дом. И здесь постоянно требуется применение рук: что-то сломалось, протекло, что-то надо построить, отремонтировать. К тому же у меня трое детей, и для них постоянно нужно что-то сочинять: кораблик из дерева вырежи, детскую площадку построй, качели сделай. За пару лет мой гараж превратился в мастерскую, и я с удивлением обнаружил, что могу делать вещи, которым никогда не учился. — Вы даже мебель научились делать? — Началось все с того, что нужно было отремонтировать табурет. Получилось! Потом я сделал шкафчик, затем — небольшой столик. Так и втянулся. Обнаружилось, что я могу создать практически любое столярное изделие — начиная от простейших стеллажей и заканчивая мебелью с резьбой. Однажды я снял видео об одном из моих проектов и выложил на портал, где тусуются такие же столяры-самоучки. От этой публики обычно похвалы не дождешься, но 70 тысяч просмотров говорят сами за себя. — А откуда название "Уровень"? — Понятно, что это тот инструмент, без которого не обходится ни один ремонт, ни одна стройка. Но есть и второе значение. Все процессы, технологии, материалы мы показываем в лучшем виде. И наши герои, за чьей работой мы наблюдаем, все делают максимально качественно, по регламенту. В этом есть и минусы: мне как журналисту на площадке не разрешают хулиганить. Например, меня не пустили залезть на кран — у меня специального допуска нет. Нам не разрешили испытать страховочный высотный пояс, так сказать, в деле. Я был готов спрыгнуть с небольшой высоты, чтобы показать, как он работает. Но нельзя. Стройка — не место для экспериментов. — Зачем этот проект? Вы хотите, чтобы все начали строить дома, взялись за дрели? — На проекте я, знаешь, такой интеллектуал, гуманитарий, который вдруг оказался на стройке с кирпичом в руках и у меня много вопросов к происходящему. Я искренне интересуюсь тем, как все устроено, и из этого может родиться интерес к ремеслу. Это ощущение интереса и открытости новому я хочу передать зрителю. Может, кто-то купит себе дрель или вспомнит, что она у него есть. И это результат. Но не цель. Например, все смотрят Олимпийские игры, но это не значит, что все должны стать спортсменами. Так и здесь: это просто красивое зрелище. — Вам легко удается найти героев на строительной площадке? — Все хотят, чтобы про них сняли кино. Но чаще всего люди не до конца понимают, что это означает: приедет съемочная группа, будет несколько дней мешать работать и задавать идиотские вопросы. Например, три серии "Уровня" мы сняли на стройке нового жилого комплекса в Подмосковье. Мы девять дней снимали, как строят монолитные дома, и на стройплощадке уже стали своими. — Как вы находите общий язык с рабочими? — Работа на стройке регламентирована по времени, и рабочим некогда бездельничать. Так что я прошу показать, как вязать арматуру, класть кирпичи, управлять экскаватором. Сначала делаем вместе, потом пробую все сам. И когда человек видит, что мне правда интересно, чем он изо дня в день занимается, в нем просыпается рассказчик. И вообще, люди раскрываются, когда чувствуют неподдельный интерес к себе и своему делу. Мы такого сварщика нашли потрясающего — он нам Бродского цитировал! — У вас появились любимые герои? — Даже простой рабочий, который кладет временный асфальт на площадке, интересен, когда говорит с огнем. Ему и рассказывать-то особенно не о чем. Положили слой песка, выровняли, щебень, выровняли, асфальт, выровняли. И все! Но когда он говорит о том, что любит и умеет, — он для меня прекрасен. И неважно, насколько высока его должность. Моя задача — зажечь огонь в глазах героя, чтобы он почувствовал себя важным, даже если 20 лет кладет асфальт и время от времени проклинает работу. — Вы уже сняли стройку деревянного дома и стройку микрорайона. Верно? — Да, еще мы сняли серию на строительной выставке. Это было потрясающе! Это же бесконечный магазин игрушек для взрослых мужчин, где ты берешь инструменты, пробуешь, и у тебя все получается. Нынешние инструменты и материалы постоянно совершенствуются. Работать ими настолько легко и удобно, что, порой, кажется, любая "блондинка" может взять, например, сварочный аппарат и начать варить. — А как строят метро, покажете? — Да, метро — это десятки ни на что не похожих строительных технологий. Мы покажем, как прокладывать туннель, строить наклонный ход для эскалаторов. Расскажем, кто такие маркшейдеры — геодезисты, без которых стройка метро невозможна. В общем, покажем все этапы метростроя. Еще, я надеюсь, мы снимем возведение стадиона. Например, мне очень интересно увидеть, как устроена система подогрева поля. — Вы на площадке уже многое попробовали. Какое из ремесел вам оказалось по душе? — Рулить экскаватором! Там несколько органов управления: два джойстика и пара педалей. В опытных руках экскаватор может закрыть ковшом коробок спичек, не помяв, и подать на ковше стакан воды, не разлив! Я, конечно, только помахал клешней, но все равно почувствовал невероятный кайф, когда эта здоровенная бандура мне подчинилась. Все рабочие суетятся на холоде — хоть в снег, хоть в дождь. А ты сидишь в тепле и будто бы играешь в компьютерную игру. Игра, правда, немного однообразная. И все же я надеюсь когда-нибудь попасть в кабину башенного крана и почувствовать, каково это — обозревать стройплощадку со стометровой высоты.