Корпоратив как дверь в светлое будущее. Реплика Петра Лидова

Подготовка к празднованию Нового года в этом году началась раньше обычного. Сначала о приближении главного праздника нам напомнила погода, а затем, возможно даже, посмотрев в окно, и спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Он принял решение отказаться от традиции парламентских новогодних корпоративов. В Думе они проходили довольно скромно: в виде депутатских капустников прямо в зале заседаний. Этой новостью открылось общественное обсуждение важнейшей темы конца каждого года – кто, где, как и почем будет отмечать Новый год с коллегами по работе. Вслед за Госдумой, поступила информация и из администрации президента. Общего праздника там тоже не планируют, сотрудники решат сами, стоит ли им праздновать с коллегами, рассказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. К старшим товарищам постепенно присоединяются и другие министерства и ведомства, заявляя, что если и будут отмечать, то скромно и исключительно на свои. Традиция с купеческим размахом гулять на бюджетные деньги, похоже, окончательно ушла в прошлое. Напомню, что борьбу за улучшение имиджа в этом направлении два года назад начал Дмитрий Анатольевич Медведев, когда заявил, что на Новый год собирается скинуться с министрами и посидеть в ресторане. Но любая разумная идея, как гласит известная поговорка о молитве и дураке, чревата перегибами на местах. Было бы даже странно, если бы их не было. Депутат государственной Думы петербуржец Евгений Марченко уже успел заявить, что жителям и его родного города и всей России следует вообще отказаться от новогодних корпоративов. Корпоративы, по мнению Марченко, — это вообще не в нашей традиции, так как эту идею нам принесли извне. Видимо, он не знаком с классикой советского кино – фильмом "Карнавальная ночь". Но думаю, и петербуржцы, и жители других городов сами разберутся, а подход государственных организаций ничего, кроме одобрения, не вызывает. Действительно, тратить народные деньги на развлечение слуг народа — некрасиво. С другой стороны, не стоит доводить и до абсурда. Традиция подвести итоги года с коллегами хороша тем же, чем и сам Новый год – это не столько прощание с уходящим годом, сколько праздник перехода в новый, полный надежд период, который обязательно будет лучше, чем тот, который мы героически пережили только что. А в этом году, надо сказать, трудности были заметны – влияние экономического кризиса ощутили практически все. С корпоративами в госорганах все более-менее ясно, а что происходит с частными компаниями, которые свои привычки, хоть и меняют в сторону скромности и самодеятельности, но все-таки не так резко? Чтобы узнать о происходящем на рынке корпоративных новогодних праздников, я поговорил с одним из главных специалистов, работающих со звездами первой величины в Москве. Он все объяснил. Ситуация такая. Несмотря на сокращение бюджетов на мероприятия, кризис не повлиял на занятость и гонорары самых дорогих звезд. Это высшая ценовая категория и звезды первой величины: Григорий Лепс, Стас Михайлов, Николай Басков, Филипп Киркоров, певица Ёлка – на Новый год особенно актуальна, ведущие Андрей Малахов, Иван Ургант, Дмитрий Нагиев, Игорь Верник, группы "Ленинград", "Би-2" и так далее. У них календарь на декабрь давно расписан, все дни проданы, причем декабрьские пятницы и субботы, не говоря уж о новогодней ночи, стоят значительно дороже, чем обычные дни. Часто они делают 2-3 выступления за вечер, а каждое появление на сцене обойдется в 50-100 тысяч евро. По давней традиции гонорары определяются в валюте, даже если и платят в рублях. Со звездами понятно: никаких "кризисных проблем" у них нет — спрос по-прежнему, превышает предложение. Кстати, хороший спрос и на совсем недорогие варианты – кавер-группы, играющие чужие хиты. Другим артистам в низкой и средней ценовой категории сложнее, хотя и для них Новый год остается главной возможностью заработка. Как-то давно уже, мой друг Борис – по профессии режиссер, на Новый год, как обычно, активно работал и делал это с выдумкой. Одной из ежегодных праздничных технологий было взять на новогоднюю ночь животное – символ следующего года по китайскому календарю, придумать с ним какую-нибудь программу и проехаться по клубам Москвы. Наступал год козы, надо было что-то придумать. И Боря решил найти и пригласить козу. С дрессировщиком. Оказалось, что дрессированных коз в городе не много – удалось найти одну. Он достал телефон наставника артистки и уверенно набрал номер. Сказал, что звонит по делу и за выступление в 3-4 клубах предложил серьезный гонорар — 500 американских долларов. После недолгой паузы собеседник ответил: "500 мало, 5000. И это минимум". На резонный вопрос, не сошел ли он с ума, маэстро спокойно заявил. "Молодой человек. Вы не понимаете. Мы с козой этого 12 лет ждали". Так что призываю войти в положение артистов, не раскрученных на ТВ суперзвезд, известных или не очень. Пригласите именно их на свой корпоратив, для них это важно, и, кстати, не только из-за денег. И сэкономите заодно. Кризисные тенденции, конечно, чувствуются, и со стороны клиента — особенно в небольших компаниях. Вырос спрос на праздники, куда можно принести свой алкоголь, в целом заказов в ресторанах в этом году поменьше. Многие переносят праздник на январь, начало декабря и даже на конец ноября, жертвуя при этом предпраздничным настроением. Зато все обходится значительно дешевле. Мое мнение – не надо жертвовать корпоративом из-за нехватки денег. Тем более в кризис. Этот праздник был есть и будет важным инструментом для сплочения трудового коллектива и, действительно, хорошая традиция. Ну, а способов сделать вечер запоминающимся, огромное количество, люди сами их подскажут и даже организуют. Расскажу еще одну историю о том, что Новый год, даже корпоративный – это главный праздник надежды, он не совсем о прошлом, а о будущем. Год, наверное, 2001-й. Поздний декабрь. Мы с друзьями предпразднично ужинаем в грузинском ресторане в центре Москвы. В соседнем зале – корпоратив у небольшой фирмы, человек на 30-40. Я сижу так, что мне видно то, что там происходит. Я, конечно, специально не наблюдаю, но время от времени взгляд падает на соседей. Наступает момент, когда у них заканчивается стадия официальных речей и тостов, гости находятся уже в той стадии приподнятого праздничного настроения, которая характеризуется легкостью движений и искрометностью юмора. До правды в глаза начальству и тем более до драки еще очень долго, и они переходят к забавным конкурсам. Я вижу следующее: две пары, в каждой – мужчина и женщина. Каждой из дам на пояс впереди привязывают по сковороде, а мужчинам по половнику. Ведущий дает команду и пары начинают бить половниками по сковородам без помощи рук, принимая при этом довольно забавные позы на радость публике. Очевидно, кто больше раз попадет по сковороде половником за минуту, тот и победил. Короче, ничего особенного. Конкурс и конкурс – лишь бы в радость, я даже и внимания не обратил. В этот момент мне нужно было выйти, я вышел и, возвращаясь, сталкиваюсь в небольшом холле, с женщиной, только что закончившей испытание сковородой и половником. У нее в руке телефон – звонок явно застал врасплох, она не успела ни отдышаться, ни снять с пояса сковороду. Она стоит, раскрасневшаяся со сковородкой на поясе, слушает, а потом произносит в трубку: "Ну, котик, ну я еще побуду... У нас тут все только начинается"... И, правда, год заканчивается и все только начинается.