Эксперт: рынок русского искусства сейчас благоприятен для коллекционеров

ЛОНДОН, 24 ноя – РИА Новости, Мария Табак. Интерес к русскому искусству, несмотря на непростую экономическую ситуацию и повышенную осторожность покупателей, сохраняется, заявил РИА Новости директор международного департамента русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен. Неделя "русских торгов" в Лондоне стартует 28 ноября. В этот день торги проведет Christie's. На следующий день эстафету примет аукционный дом Sotheby's, в среду, 30 ноября, состоятся торги в Bonhams и в Macdougall's. Настроения на рынке русского искусства "Рынок русского искусства пострадал, это факт. Цены упали примерно на 20%, я бы сказал. Казалось, что покупатели пропали, но "русские торги" в июне показали, что это не так. У русских до сих пор есть деньги, они готовы их тратить, когда есть интересный товар. Единственная проблема – они уже не покупают так, как пять — шесть лет назад. Человек купит картину, которая ему нравится, которую он понимает, которую он хочет в коллекцию, но на маленький подарок для жены, брата или сына он больше денег не тратит", — сказал Тизенгаузен. Тизенгаузен вместе с тем отметил, что это наблюдается не только на "русских торгах". "Я думаю, достаточно посмотреть международные новости: санкции, Украина, Сирия, что творится в Америке, Brexit, такая каша в международных новостях, что будь ты богат или нет, есть у тебя возможности или нет, ты должен быть осторожным. Моя специальность – это "русские торги", о них я могу говорить с уверенностью, но я чувствую, пусть и не так уверенно, что с другими торгами творятся подобные вещи тоже. Вам не нужно быть специалистом, чтобы ощутить, что атмосфера стала меняться в других сферах рынка искусства", — отметил директор департамента. Русское искусство — не инвестиция Тизенгаузен рассказал о примечательной черте российских клиентов аукционного дома, которые по-прежнему составляют большинство среди покупателей русского искусства. "Что касается русского искусства, я не вижу в нем инвестицию и никогда не видел. Русский покупатель — очень специфический, люди готовы платить серьезные деньги за серьезные работы, но это не значит, что они готовы будут продать их потом за большие деньги через пять – шесть — десять лет. Они покупают картины для своих коллекций, себе домой, стопроцентно", — сказал Тизенгаузен. "Это легко доказать. Просто приведите мне примеры вещей, которые были сенсацией десять лет назад и которые возвращаются на рынок. Есть, конечно, уникальные вещи, которые возвращаются, но их очень мало. И часто вещи, которые возвращаются на рынок через два-три года и которые при этом очень важные, они почти всегда были куплены нерусскими людьми", — отметил он. По мнению Тизенгаузена, это связано с тем, что российские покупатели, в первую очередь, являются коллекционерами. "Я думаю, это связано с тем, что русские, в первую очередь, любят коллекционировать. Собирательный образ русского покупателя — это молодой человек, он много работал, чтобы сделать большие деньги, теперь имеет серьезный бизнес, построил себе дом и находит время, чтобы собирать работы, которые он хочет повесить на стену. Человек начинает увлекаться искусством, вначале он почти всегда учится, потом узнает, что нужно покупать и как нужно покупать, и этим увлекается. Это всегда личная заинтересованность, он любит показать, что он успешный бизнесмен", — рассказал собеседник агентства. Тизенгаузен отметил, что обычно поначалу покупатели пользуются услугами профессиональных посредников, но потом начинают покупать работы сами. "Зачем нанимать человека, если ты сам уже все знаешь?", — пояснил он. Предсказать трудно По словам Тизенгаузена, предсказать, как изменится рынок русского искусства, очень трудно. "В июне были русские торги, результаты их, в конечном итоге, были лучше, чем ожидалось, я даже был удивлен тем, кто приехал и покупал, и цены были неплохими. Стараться предугадать, что изменилось за последние шесть месяцев – бессмысленно. Когда такая атмосфера, особенно стараешься найти самые интересные вещи, стараешься оценить их аккуратно, адекватно", — отметил он. "Люди забывают, как рынок зарождался. Тридцать лет тому назад, до "перестройки", уже были русские продажи. Люди, которые покупали русское искусство, это были либо те, кто просто любил русское искусство, либо кто имел русские корни, пожилые люди. Когда начался бум, цены были такие высокие, что нерусские люди, интересовавшиеся русским искусством, не могли конкурировать. При этом интересно, что мода на русское искусство открыла многим глаза людям! Они посмотрели и сказали: о, все не так плохо! Многие люди даже сейчас задаются вопросом – почему я не покупал это все тридцать лет назад?" — улыбаясь, сказал Тизенгаузен. Он рассказал, что знает людей, которые, не имея никакого отношения к России, обожают Айвазовского или Серова. "Их не очень много, но они есть", — отметил он. "Объяснить причины спадов популярности тех или иных художников, тех или иных периодов в истории искусства — сложно. Например, два-три года назад интерес к Айвазовскому пропал, а теперь вернулся. Почему? Не знаю. Я помню, как 30 лет назад пытался открыть людям глаза на художника Сергея Чехонина. Никто его не хотел, никто. Теперь все его хотят. 25 лет назад работы Зинаиды Серебряковой никто не хотел, они стоили гроши. Теперь – сами знаете. Кто это решает – я не знаю, это вкус, мода, вы никогда не знаете, как это начинается и как заканчивается. Посмотрите, какие башмаки вы носите сейчас, а какие носили два года назад – почему так?" — задается вопросом специалист. В заключение беседы Тизенгаузен отметил, что говорить о том, плохой рынок или хороший – неверно. "Рынок для кого? Для аукциона или для коллекционеров? Если я коллекционер, то рынок сейчас прекрасный, цены низкие, надо покупать! Тарелки военного времени сейчас стоят 20 тысяч фунтов стерлингов, а пять лет назад стоили 50, это хорошо или плохо для коллекционеров? Вы всегда должны понимать, о какой стороне вы говорите", — сказал эксперт Christie's.