Как самозванец почти 30 лет вводил в заблуждение старообрядцев на Урале

Самозванчество на Руси имело давние традиции, искавший лучшей доли народ охотно верил в чудеса. Надеждой старообрядцев была вымышленная страна - Беловодье. Таинственное Беловодье 13 ноября 1899 г. на страницах "Пермских ведомостей" в разделе происшествий появилась небольшая заметка о задержании в Юго-Камском заводе некоего "раскольнического лжеархиерея Аркадия"1. Ничего особенного в таком происшествии не было, старообрядческие "беглые" попы и даже епископы, находившиеся вне закона, нередко попадали в подобные ситуации. Однако из опубликованной позднее автобиографии задержанного2 выходило, что прибыл он в эти края из мест весьма необычных, с "Опоньских островов", с самого Беловодья... Беловодье - далекая страна, где "нет ни татьбы, ни воровства", где "несть числа злату и серебру, и драгоценным каменьям", а самое главное - сохраняется "истинное священство", избежавшее никоновских ересей3. Описанное в сочинении-путеводителе инока Марка из Топозерской обители, оно стало местом притяжения уральских старообрядцев с конца ХVIII столетия. Отправляясь на его поиски и дойдя до пустынных местностей, благоприятных для хозяйствования, крестьяне часто оседали в сибирских землях, немало способствуя тем самым задачам внутренней колонизации4. А сочинения Марка Топозерского продолжали ходить по рукам, будоража воображение и провоцируя новых искателей. Поэтому живейший интерес старообрядцев к "пришельцу" из легендарной страны вполне объясним. Собственно, их неизжитая мечта о существовании "истинного священства" и постоянные попытки его обрести должны были рано или поздно привести к появлению соответствующего персонажа. Прошлое самозванца Материалы судебно-следственных дел, заведенных на "лжеархиерея" в разных городах (Ржев, Пермь, Самара, Уфа) и публикации в периодических изданиях позволяют реконструировать его биографию. Итак, "архиепископ Всея Руси и Сибири" Аркадий, якобы поставленный на служение беловодским патриархом и собором епископов, в миру был сыном коллежского асессора Антоном Савельевичем Пикульским. Судя по записям в формулярном списке его отца, Савелия Тимофеевича, служившего в Анапском Артиллерийском гарнизоне, родился будущий "архиепископ" 3 августа 1834 г.5 А из "Самарских епархиальных ведомостей" определяется примерная и пока не подтвержденная дата смерти - декабрь 1903 г.6 Неполных 70 лет... События его не такой уж длинной жизни могли бы послужить канвой авантюрного романа. Взять хотя бы сюжет, когда белокриницкие старообрядцы, напуганные возраставшей популярностью проповедника-конкурента, были вынуждены донести на него властям. А верные своему пастырю "беловодцы" пытались подкупить тюремщика, чтобы тот вывез Аркадия из острога в своих санях и вывалил в сугроб7. Знакомство с уральскими старообрядцами произошло у Аркадия еще в 1850-х гг., когда он в составе арестантской партии следовал по этапу в Сибирь мимо Юго-Камского завода. Узнав, что в заводе есть старообрядцы, Пикульский умудрился передать им записку с просьбой о милостыне, и те навестили "страдальца за веру". Второй раз Аркадий прибыл в Юго-Камский завод уже в 1874 г. и направился сразу к наставнику часовенных Павлу Дементьевичу Батуеву. Вел себя скромно, попросив у старообрядцев изволения помолиться по-своему, вставил свечи в два медных подсвечника, в один - два, в другой - три, т.е. соорудил трикирий и дикирий, тем самым без лишних объяснений дав понять окружающим, что они имеют дело не с простым человеком, а с архиереем. То обстоятельство, что "такой великий светильник скитается под видом странника, претерпевая холод и голод и прикрываясь рубищем", нисколько не удивило местных старообрядцев, скорее, напротив, произвело на них самое благоприятное впечатление8. Поставлен "архиепископом" в Камбайском королевстве Аркадий, тонкий знаток человеческой психологии, все рассчитал верно. Вскоре самые влиятельные из юго-камских часовенных, наблюдая за ним и "полюбив его смиренное и благоговейное служение, умильный взгляд на иконы, нередко со слезами, и пленившись его представительностью и выразительным лицом", заявили на общем Соборе согласия, что признают Аркадия за своего архиерея. Для разрешения сомнений была зачитана ставленая грамота "архиепископа", изобилующая незнакомыми географическими названиями и именами святителей из далеких земель. Каких только в ней не было "епископов" - и Нью-Йорский, и Патагонский, и Бразильский, и Африки, и Японии, и Земли Хили! Все они собрались в городе Левеке Камбайского королевства, чтобы поставить Аркадия "архиепископом". Сразу же было сказано, что подлинная грамота написана на "индо-сиро-арабском языке", но прочитать его никто в России не сумеет, даже в самом Петербурге, поэтому, когда Аркадия послали с миссией в Россию, сделан был специальный перевод на старославянский9. И непонятные названия, и диковинная грамота, и красочные рассказы о далеких землях - все это удивляло и завораживало неискушенных слушателей. Отовсюду съезжались в Юго-Камский завод старообрядцы посмотреть на новоявленного архиерея, послушать его страстных речей. Число сторонников его множилось день ото дня и не могло не настораживать местные власти и православное духовенство. Автобиография Пикульского, опубликованная в пермской газете и повторенная в показаниях в уфимском суде, включала канонические житийные сюжеты (раннее приобщение к вере, странствия, общение с иноками): "Родился в 1834 году... Воспитывался я не при родителях, а с малолетства стал придерживаться страннической жизни, часто уезжал из дома, бродил по лесам и скитам старообрядческим и таким образом почти дома не был. Мать потворствовала, а отец не удерживал. Ходил с разными подвижниками, коих уж нет"10. Далее следователь со слов Аркадия записал, что лет в 25-30 он был пострижен в монахи на Выге и, постранствовав еще лет пять, был увезен старообрядцами за границу, в восточную Индию, в Камбайское королевство, в г. Левек, где патриарх Мелетий рукоположил сначала в сан архимандрита, с месяц побыл он в Спасо-Богородицком монастыре, а потом тем же Мелетием был назначен Епископом в г. Асмадион и через короткое время - рукоположен в сан "архиепископа Всея Руси и Сибири". Получив это звание, Аркадий отправился в Россию и "исполнял свою обязанность, т.е. переезжал из губернии в губернию, ставил старообрядческих священников, дьяконов, а также епископов. Таким образом, в Индии пробыл всего неполные полтора года, и было это в 1858 году. Памятно то, что по возвращении в Россию скончался государь Николай Павлович"11. В этой фантастической биографии присутствовали конкретные даты и исторические деятели. Нестыковки при сопоставлении дат Пикульского и его почитателей не смущали (вернувшемуся в Россию "патриарху" должно было насчитываться всего 24 года). Его воспринимали как святого, копировали наряд с особо почитаемых икон: "Омофор сделали, такой, как пишется на иконе Николая Мирликийского, чудотворца. Посох также хотели было скопировать с иконы св. Иоанна Новгородского, но ждать было недосуг, Аркадий стал пользоваться обычным, столярной работы"12. Образ "архиепископа Беловодского" дополнялся и обрастал любопытными подробностями. Со слов постоянного спутника архиерея по разъездам Мины Масленникова, "он сидел в тридцати острогах и был ссылаем в Сибирь"13, а еще "владыко великий постник и ест мало, страдает припадками, которые бывают с ним раза два в месяц"14. Юродство, душевные болезни ("припадки"), как известно, - обязательные атрибуты святости, избранничества. Стремительно распространялись в жаждавшей чуда старообрядческой среде слухи об исходящем от "владыки" благоухании, о его провидческих способностях и необычных речах15. Порой трудно сказать, кто более преуспел в создании "жития" нашего героя, сам Аркадий или его последователи. Присутствовал здесь и другой, не менее известный мотив - благородство происхождения. На Самарском суде Аркадий заявил, что вел род от князей Урусовых. Запрос мачехе Пикульского, к удивлению судей, сведения эти подтвердил: "Из Бугульмы суд спрашивал его мачеху в Новгороде Параскеву Яковлеву Пикульскую, точно ли он ее пасынок от первой жены князя Кирилла Дмитриевича Урусова? Она отвечала утвердительно - князь Урусов после первого брака в глубокой старости женился на Прасковье Яковлевне, которая по смерти князя вышла за военного чиновника на Кавказе"16. Амбар и корову... за архиерея С 1870 по 1890е гг. энергичному Пикульскому пришлось пережить три ареста. Сроки, которые назначались окружными судами за "присвоение чужого звания" или "проживание без письменного вида", оказывались короткими, а попытки вменить ему "совращение в раскол" не удавались. Например, следственное дело, заведенное на Пикульского в Уфе в 1892 г., тянулось несколько месяцев, так как вовлеченные в него лица не раз меняли свои показания. Аркадий был выпущен на поруки и продолжил свою деятельность, пока снова не был схвачен. Завершилось дело довольно мягким приговором - год заключения в Белебеевском тюремном замке. Крестьяне без колебаний готовы были пожертвовать своим личным имуществом, давая за него подписку: "Павел Рыбаков - новые срубы два в 100 руб., Евстафий Малахов - жеребца гнедого в 30 руб. и корову краснопеструю в 30 руб., итого - 60 руб.; Василия Котлова - корову пеструю в 30 руб., Кузьма Половодов - корову красную 25 руб. и чернопеструю 25 руб. и амбар 20 руб., итого - на 70 руб. и Макар Масленников - амбар в 20 руб. и корову красную 20 руб., итого - 40 руб... А всего на триста рублей имущество это, могущее быть свободно к продаже, и без расстройства, с тем и подписуемся"17. Доверие старообрядцев к "беловодскому Владыке" было практически безграничным. Аркадий разъезжал по уральским губерниям, ставил священников, организовывал приходы, вел дискуссии с противниками и даже спровоцировал поход уральских казаков в поисках Беловодья. Уральцы, желая проверить "истинность архиерея", отправились искать легендарную страну, побывали в Турции, Индии, Китае, вернулись на родину через Дальний Восток и Сибирь18. К концу ХIХ в. популярность Аркадия стала снижаться. Некоторые из поставленных им священников перешли в единоверие, другие приняли белокриницкую иерархию19. После смерти лжеепископа миссионеры прогнозировали исчезновение этого направления в расколе. Однако ошиблись. Беловодская мистификация затянулась. Существует она и поныне - ее немногочисленные приверженцы до сих пор проживают в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке20. Особенных материальных благ беловодская миссия не приносила. Изымавшиеся при арестах облачения "архиепископа" неизменно описывались как "неновые" и "сильно поношенные", а обнаруженные при нем вещи не представляли вовсе никакой ценности21. Иррациональная идея о чудесной стране Беловодье неожиданно обрела реальные очертания и институализировалась, предоставив интересный материал для размышлений о природе народного утопизма и религиозного самозванства. Любопытен и сам процесс народной канонизации исторического персонажа, спровоцировавшего описанные события. * Работа выполнена в рамках проекта РГНФ N 14-01-00428 ""Беловодская иерархия": особенности функционирования утопических идей в старообрядческой среде Урало-Поволжья во второй половине ХIХ - начале ХХ вв." 1. Югокамский завод // Пермские губернские ведомости (ПГВ). 1899. N 246. 2. Автобиография лжеархиепископа Аркадия по собственноручной его рукописи // ПГВ, 1899. N 252; 253; 278. 3. Чистов К.В. Русская народная утопия. СПб., 2011. С. 407. 4. Мамсик Т.С. Беловодцы и Беловодье: по материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 135-164; Она же. Крестьянское движение в Сибири, 2-я четв. ХIХ в. Новосибирск, 1987. С.178-205. 5. РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 4154. Л. 343об. 6. Состояние раскола в Самарской епархии (По официальным данным за 1902 год) // Самарские епархиальные ведомости. 1903. N 24. 7. Из истории старообрядческого раскола на Урале. Лжеархиепископ Аркадий, представитель священства, именуемого "Беловодским" // Пермские епархиальные ведомости. 1890. N 20; 23. 8. Там же. 9. Там же. 10. РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 4153. Л. 109. 11. Там же. Л. 109об.-110. 12. Из истории старообрядческого раскола на Урале... 13. РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 4153. Л. 129об. 14. Там же. Л. 119. 15. Гринякин Н. Чем и как обороняется раскол в Оренбургском уезде // ОЕВ. 1900. N 10. 16. Из истории старообрядческого раскола на Урале... 17. РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 4154. Л. 213-213об. 18. Хохлов Т.Г. Путешествие уральских казаков в "Беловодское царство" // Записки русского географического общества по отделу этнографии. Т. XXVIII. Вып. 1. СПб., 1903. С. 14-15. 19. Состояние отступничества и деятельность православной миссии в Оренбургской епархии за 1901 год // Оренбургские епархиальные ведомости (ОЕВ) . 1902. N 9-10. 20. Белобородов С.А. Славяно-беловодская иерархия (материалы для истории затянувшейся мистификации) // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2002. С. 126. 21. РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 4153. Л. 346. Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 1933 г. Правление Юго-Камского завода. Фрагмент ставленой грамоты Аркадия Беловодского. РГАДА. Икона с образом архиепископа Мир Ликийских Николая, омофор которого стал образцом для одеяния Аркадия. Н.С. Самокиш. Конные подразделения Русской императорской армии начала XX века. Уральские казаки. Старообрядцы. Конец XIX века.

Как самозванец почти 30 лет вводил в заблуждение старообрядцев на Урале
© Российская Газета