Что за камера такая
Кто и зачем следит за московскими водителями В Москве работает 946 камер, фиксирующих нарушения ПДД в автоматическом режиме. Самые распространенные модели — «Стрелка»», «Стрелка плюс», «Автоураган» и «Автодория». Тестирования проходят новые модели типа «Перекресток», «Интегра», «Рапира» и «Форсаж». Что это за устройства и кто их поставил городу, разбирался “Ъ”. «Стрелка-СТ» Количество: 717 Особенности: Один из первых и самых массовых комплексов, используемых на дорогах Москвы и Московской области. Устанавливался в 2011–2015 годах. Имеют довольно узнаваемый вид: один или два квадратных железных бокса (в зависимости от назначения), один из которых — допплеровский радар, другой — камера с инфракрасным прожектором. Радар-детекторы «Стрелку» распознают. Где установлены: основные вылетные магистрали Москвы, ТТК, выделенные полосы, МКАД, трассы в ТИНАО. Курьезные случаи: известно несколько случаев, когда граждане стреляли в «Стрелки» из винтовок, автоматов, ружей, травматических пистолетов и даже арбалетов. Кто производитель: корпорация «Строй инвест проект». Компания (либо ее дочерние структуры) регулярно выигрывает конкурсы на поставку комплексов для «Центра организации дорожного движения»: по итогам одного из последних тендеров компания установила 100 камер в Новой Москве и сдает их в аренду Москве, сумма контракта — 586 млн руб. Конкурсы на поверку и обслуживание «Стрелок» часто выиграет компания «СМУ-155»: формально отношения к «Строй инвест проекту» не имеющая, но зарегистрированная в деревне Лешково Московской области, где находится завод по производству «Стрелок». Действующие контракты на модернизацию программного обеспечения для камер этого типа ЦОДД заключил с компанией «Импульс-М» — «дочкой» корпорации «Строй инвест проект». Что известно об этой компании: учредитель — Андрей Морозов. «Стрелка Плюс» Количество: 113 Особенности: новый комплекс, который стал появляться на дорогах Москвы с 2016 года. Отличается от версии «СТ» форм-фактором: продолговатый и узкий корпус, инфракрасные прожекторы крупные, располагаются по бокам. Есть модуль автоматической очистки стекла — «дворник» с омывателем. Радар-детекторы комплекс распознают в том случае, если используется радиолокационный способ измерения (опционально). Где установлены: МКАД, трассы в ТИНАО, несколько таких комплексов можно увидеть в центре, например на Арбате. Курьезные случаи: «Стрелки Плюс» стали известны благодаря скандалу со штрафами, которые были выписаны водителям летом 2016 года якобы за выезд на обочину (1,5 тыс. руб.): позже оказалось, что ПО комплекса ошиблось, приняв тень и блик от фар за силуэт машины. Штрафы впоследствии были отменены, у экспертов возник резонный вопрос, почему инспекторы Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД при отбраковке постановлений не увидели ошибку. ЦОДД и производитель комплексов отчитались позже о том, что исправили ошибку «софта» в четырех комплексах. Кто производитель: корпорация «Строй инвест проект», см. выше. «Автоураган» Количество: 85 Особенности: устанавливались в 2010–2013 годах. От «Стрелки» отличается методом замера скорости: по видео вычисляется траектория движения объекта (номера автомобиля). Особенность такого способа заключается в том, что при установке камеры должен быть очень точно определен угол обзора. Поскольку источника излучения нет, то традиционные радар-детекторы «Автоураган» не видят. Где установлен: в основном на узких улицах Москвы, поскольку у «Автоураганов» меньше охват по ширине. Комплексы фиксируют такие виды нарушений, как выезд на автобусную полосу и обочину на МКАД. Курьезные случаи: в конце июля 2016 года стало известно об интересном случае в Ульяновске: по материалам с «Автоурагана» был оштрафован водитель 14-местной «Газели» за скорость 233 км/ч, о чем писал “Ъ”. Штраф после поднятой шумихи был отменен, проверка показала, что камера долгое время не обслуживалась и в итоге сбился угол настройки, критичный для «Автоурагана». Кто производитель: ООО «Технологии распознавания». Что известно об этой компании: гендиректор и совладелец — Юрий Зарубин. Это же компания является производителем мобильных комплексов «Паркрайт», используемых для фиксации нарушителей правил парковки. Дочерняя структура компании — ООО «Технологии распознавания» в 2015–2016 годах выигрывала тендеры на «информационно-сервисное обслуживание» систем фотовидеофиксации. «Автодория» Количество: 14 Особенности: на участке дороги на отрезке от 500 м до 10 км устанавливаются две камеры, каждая из которых фиксирует на фотографию номер автомобиля, время проезда и координаты. Затем эти данные поступают на сервер, после чего вычисляется средняя скорость движения машины между точками замера. Нарушителю приходит копия постановления с двумя фотографиями. Радар-детекторы «Автодорию» не распознают. Где установлены: вылетные магистрали, на прямых протяженных участках. Всего 6 зон контроля, включая Алабяно-Балтийский тоннель (2 камеры ведут контроль одного направления движения), северо-западный тоннель (4 камеры создают 2 зоны контроля в обоих направлениях), Ленинградский проспект (4 камеры создают 2 зоны контроля в обоих направлениях) и на МКАД между Щелковским и Ярославским шоссе (4 камеры создают 2 зоны контроля в одном направлении) Курьезные случаи: на специализированных форумах обсуждался случай, когда в Татарстане две камеры приняли две разные машины (Toyota и Mercedes) за одну из-за ошибки распознавания номера. Кто производитель: ООО «Автодория» генеральный директор — Антон Куховаренко. Контракт с московскими властями заключен в мае 2016 года: за 9,4 млн руб. компания обязалась предоставлять городу данные о нарушителях, которые затем поступают в ГИБДД. «Автодория» появилась в 2011 году в качестве стартап-проекта на базе бизнес-инкубатора казанского ИТ-парка. Основным учредителем «Автодории», по данным Kartoreka.ru, является казанское ООО «Стартобаза», инвестирующее средства в ИТ-проекты (совладелец — жена главы Минкомсвязи Николая Никифорова Светлана Никифорова). Остальные комплексы (в режиме тестирования) 1) Система «Перекресток» (производитель «Элвис Неотек», Москва, компания создана при поддержке РОСНАНО): состоит сразу из нескольких камер, способна определять такие виды нарушений, как проезд на красный свет, невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходу, остановка за стоп-линией и другие. 2) Комплекс «Рапира» (производитель ЗАО «Ольвия», Санкт-Петербург). Использует радиолокационный способ замера скорости. 3) Комплекс «Интегра» (производитель — консорциум «Интегра-С», Москва). Прибор способен определять более 20 видов нарушений ПДД, а также определять заторы и контролировать дорожные знаки. 4) Комплекс «Форсаж» (производитель — ООО «Иква»). Включает в себя две HD-камеры, способен фиксировать 11 видов правонарушений. Штрафы по материалам с этих комплексов уже выписываются, приборы установлены в ЮВАО Иван Буранов