Когда-то студенты ходили в библиотеки, чтобы написать курсовую или диплом, сегодня почти всю информацию можно найти в интернете. Мир не будет прежним. Процессы трансформации, которые происходят в обществе, экономике и технологиях, влияют и на социальные институты, в том числе на образование. На IX конференции «Больше чем обучение» СберУниверситета эксперты обсудили, каким должен быть вуз будущего, чтобы удовлетворять потребностям государства и общества и идти в ногу с технологическим прогрессом.

​​Университеты на пороге революции: каким будет образование через 5 лет
© Wavebreakmedia/iStock.com

Каким должен быть вуз будущего

Современные университеты стоят на пороге глубоких преобразований. Государство и общество ждут от них не только подготовки кадров, но и участия в разработке стратегических решений, влияющих на экономику, технологии и социальное развитие страны.

Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Антон Суворов рассказал о влиянии искусственного интеллекта на образование и рынок труда, а также поделился ожиданиями и опасениями современных студентов. Учёный отметил, что студенты сегодня живут в условиях растущей неопределённости. По данным опроса студентов РЭШ, для 34% опрошенных важнее всего научиться быстро адаптироваться. На втором месте — найти свои смыслы и ценности. На третьем — получение как можно большего объёма знаний.

Это значит, что вузы должны:

  • искать новые форматы обучения;
  • развивать гибкие навыки и аналитическое мышление студентов;
  • готовить кадры, которые смогут адаптироваться под любые изменения и всегда быть востребованными.
«Когда мы думаем над тем, что мы можем дать своим студентам, в первую очередь наша цель — подготовить их к длинной жизни. Чтобы они нашли хорошую и важную работу, которая будет полезна им, полезна стране, полезна обществу. Но также важно, чтобы студенты были востребованными профессионалами и через 10, и через 20 лет», — подчеркнул Антон Суворов.
© IX конференция «Больше чем обучение» СберУниверситета

Первый проректор НИТУ «МИСИС» Сергей Салихов считает, что университет будущего должен отвечать пяти ключевым требованиям:

  • Исследования — ядро вуза. Главная задача университета — вовлекать студентов в реальные научные проекты, ведущие страну к технологическому лидерству.
  • Развитие критического мышления и ИИ-компетенций у студентов и преподавателей.
  • Институт наставничества. Преподаватели — не просто лекторы, а носители академической культуры.
  • Партнёрство с бизнесом. Прорывные проекты рождаются на стыке науки и предпринимательства. Например, МИСИС разрабатывает солнечные панели нового поколения вместе со СберСити и ведёт квантовые исследования с Росатомом.
  • Вектор на будущее. Университет должен слышать запросы работодателей и формировать профессии завтрашнего дня.
© IX конференция «Больше чем обучение» СберУниверситета

В панельной дискуссии конференции приняли участие ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич, ректор УрФУ Илья Обабков и ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий. Представители вузов обсудили, какие компетенции необходимо развивать у студентов сегодня, чтобы они были востребованными профессионалами в эпоху цифровых трансформаций. У студентов важно формировать:

  1. Критическое мышление — умение логически и объективно анализировать информацию, оценивать аргументы и делать обоснованные выводы, не поддаваясь предвзятости и эмоциям.
  2. Социальный интеллект — способность понимать, воспринимать и управлять социальными ситуациями и взаимодействиями с другими людьми, включая умение распознавать эмоции, намерения и мотивацию окружающих, а также адаптировать своё поведение для успешного общения и сотрудничества.
  3. Способность решать задачи без готовых алгоритмов — то есть развивать творческое (неклассическое), или креативное мышление. Умение находить новые пути и нестандартные решения в ситуациях, где нет чётких инструкций или стандартных методов.

Эти навыки позволят студентам сохранять преимущество перед искусственным интеллектом.

Стало известно, когда Минобрнауки опубликует цифры приёма в вузы на 2026 год

Какие приоритеты обозначают российские вузы

«Рамблер» спросил представителей ведущих вузов страны, какими, по их мнению, должны быть приоритеты российского высшего образования в ближайшем будущем. Все опрошенные подчеркнули важность нескольких моментов.

  1. Освоение новых технологий, в том числе ИИ.
  2. Усиление коммуникаций «преподаватель — студент», «вуз — государство», «вуз — бизнес».
  3. Мониторинг трендов, изменений на рынке труда.
  4. Вовлечение студентов в научную работу.
  5. Популяризация профессий, где остро стоит проблема дефицита кадров.

По мнению директора Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольги Назайкинской, вузы сегодня переживают глубокие внутренние изменения. Чтобы оставаться востребованными и в отдалённой перспективе, университеты должны менять не только программы и инфраструктуру, но и управленческую логику.

«Современный университет больше не может существовать в режиме администрирования. Речь идёт о переходе от управления функционированием — к управлению развитием».

Ольга Назайкинская
Ольга Назайкинскаядиректор центра трансформации образования Школы управления «Сколково», профессор бизнес-практики

Часто вузы не готовы к изменениям. Обсуждение будущего ограничивается общими формулировками на уровне ректората. Другая проблема — недостаточная вовлечённость преподавателей и студентов, слабая коммуникация и имитация проектного управления. Нет обратной связи. Те, кто учится и кто обучает, — не слышат друг друга, не заинтересованы друг в друге.

Исследование трансформации образования Московской школы управления «Сколково» выявило три критические зоны российского высшего образования:

  • предсказуемость карьерных траекторий и однородность управленческих команд;
  • отсутствие миссии и стратегии развития;
  • неэффективность в управлении изменениями.

При этом, подчёркивает Назайкинская, у университетов есть все условия для трансформации — федеральные программы, партнёрства с бизнесом и властью.

По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, современные российские вузы ставят во главу угла адаптацию к стремительно меняющимся условиям цифровой экономики. Сегодня в любой образовательной программе присутствуют цифровые компоненты.

«Мир профессий трансформируется с приходом искусственного интеллекта и новых цифровых технологий, поэтому университеты будущего — те, кто не просто даёт знания, а формирует гибкие навыки и актуальные компетенции».

Пётр Щербаченко
Пётр Щербаченкокандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ

Ключевой приоритет современной системы образования — готовить востребованные кадры:

  • вузы должны тесно сотрудничать с бизнесом, предприятиями;
  • популяризировать профессии через современные образовательные форматы;
  • обеспечивать прямое взаимодействие студентов с будущими работодателями.

Одним из примеров цифровой трансформации является федеральный проект «Искусственный интеллект». Вузы совместно с компаниями открывают новые лаборатории, образовательные программы и кафедры, чтобы готовить специалистов для высокотехнологичных отраслей. В университетах появляются цифровые кафедры и VR/AR-лаборатории.

По мнению преподавателя кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге Святослава Державина, университет будущего — это гибкая, практико-ориентированная среда, где образование строится на междисциплинарности, цифровых компетенциях и глубоком взаимодействии с реальным сектором экономики.

«Вуз будущего — это не просто образовательное учреждение, а динамичная экосистема, способствующая развитию навыков, необходимых в быстро меняющемся мире. Приоритетным направлением высшего образования становится стимулирование у студентов креативного мышления и инновационного подхода к решению задач».

Святослав Державин
Святослав Державинпреподаватель кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге

Что ждёт высшее образование в 2026 году и чем особенный 2025-й

Главное

  1. Современные университеты стоят на пороге глубоких преобразований. Государство и общество ждут от них не только подготовки кадров, но и участия в разработке стратегических решений, влияющих на экономику, технологии и социальное развитие страны.
  2. По мнению представителей вузов, приоритетами высшего образования в ближайшие годы должны стать: освоение новых технологий, в том числе ИИ, усиление коммуникаций «преподаватель — студент», «вуз — государство», «вуз — бизнес», мониторинг трендов, изменений на рынке труда, вовлечение студентов в научную работу, популяризация профессий, где остро стоит проблема дефицита кадров.

Вузы рассказали, как ИИ изменит высшее образование

Видео по теме от RUTUBE