Представители университетов рассказали, какими будут вузы будущего
Когда-то студенты ходили в библиотеки, чтобы написать курсовую или диплом, сегодня почти всю информацию можно найти в интернете. Мир не будет прежним. Процессы трансформации, которые происходят в обществе, экономике и технологиях, влияют и на социальные институты, в том числе на образование. На IX конференции «Больше чем обучение» СберУниверситета эксперты обсудили, каким должен быть вуз будущего, чтобы удовлетворять потребностям государства и общества и идти в ногу с технологическим прогрессом.
Каким должен быть вуз будущего
Современные университеты стоят на пороге глубоких преобразований. Государство и общество ждут от них не только подготовки кадров, но и участия в разработке стратегических решений, влияющих на экономику, технологии и социальное развитие страны.
Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Антон Суворов рассказал о влиянии искусственного интеллекта на образование и рынок труда, а также поделился ожиданиями и опасениями современных студентов. Учёный отметил, что студенты сегодня живут в условиях растущей неопределённости. По данным опроса студентов РЭШ, для 34% опрошенных важнее всего научиться быстро адаптироваться. На втором месте — найти свои смыслы и ценности. На третьем — получение как можно большего объёма знаний.
Это значит, что вузы должны:
- искать новые форматы обучения;
- развивать гибкие навыки и аналитическое мышление студентов;
- готовить кадры, которые смогут адаптироваться под любые изменения и всегда быть востребованными.
«Когда мы думаем над тем, что мы можем дать своим студентам, в первую очередь наша цель — подготовить их к длинной жизни. Чтобы они нашли хорошую и важную работу, которая будет полезна им, полезна стране, полезна обществу. Но также важно, чтобы студенты были востребованными профессионалами и через 10, и через 20 лет», — подчеркнул Антон Суворов.
Первый проректор НИТУ «МИСИС» Сергей Салихов считает, что университет будущего должен отвечать пяти ключевым требованиям:
- Исследования — ядро вуза. Главная задача университета — вовлекать студентов в реальные научные проекты, ведущие страну к технологическому лидерству.
- Развитие критического мышления и ИИ-компетенций у студентов и преподавателей.
- Институт наставничества. Преподаватели — не просто лекторы, а носители академической культуры.
- Партнёрство с бизнесом. Прорывные проекты рождаются на стыке науки и предпринимательства. Например, МИСИС разрабатывает солнечные панели нового поколения вместе со СберСити и ведёт квантовые исследования с Росатомом.
- Вектор на будущее. Университет должен слышать запросы работодателей и формировать профессии завтрашнего дня.
В панельной дискуссии конференции приняли участие ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич, ректор УрФУ Илья Обабков и ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий. Представители вузов обсудили, какие компетенции необходимо развивать у студентов сегодня, чтобы они были востребованными профессионалами в эпоху цифровых трансформаций. У студентов важно формировать:
- Критическое мышление — умение логически и объективно анализировать информацию, оценивать аргументы и делать обоснованные выводы, не поддаваясь предвзятости и эмоциям.
- Социальный интеллект — способность понимать, воспринимать и управлять социальными ситуациями и взаимодействиями с другими людьми, включая умение распознавать эмоции, намерения и мотивацию окружающих, а также адаптировать своё поведение для успешного общения и сотрудничества.
- Способность решать задачи без готовых алгоритмов — то есть развивать творческое (неклассическое), или креативное мышление. Умение находить новые пути и нестандартные решения в ситуациях, где нет чётких инструкций или стандартных методов.
Эти навыки позволят студентам сохранять преимущество перед искусственным интеллектом.
Стало известно, когда Минобрнауки опубликует цифры приёма в вузы на 2026 год
Какие приоритеты обозначают российские вузы
«Рамблер» спросил представителей ведущих вузов страны, какими, по их мнению, должны быть приоритеты российского высшего образования в ближайшем будущем. Все опрошенные подчеркнули важность нескольких моментов.
- Освоение новых технологий, в том числе ИИ.
- Усиление коммуникаций «преподаватель — студент», «вуз — государство», «вуз — бизнес».
- Мониторинг трендов, изменений на рынке труда.
- Вовлечение студентов в научную работу.
- Популяризация профессий, где остро стоит проблема дефицита кадров.
По мнению директора Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольги Назайкинской, вузы сегодня переживают глубокие внутренние изменения. Чтобы оставаться востребованными и в отдалённой перспективе, университеты должны менять не только программы и инфраструктуру, но и управленческую логику.
«Современный университет больше не может существовать в режиме администрирования. Речь идёт о переходе от управления функционированием — к управлению развитием».
Ольга Назайкинскаядиректор центра трансформации образования Школы управления «Сколково», профессор бизнес-практики
Часто вузы не готовы к изменениям. Обсуждение будущего ограничивается общими формулировками на уровне ректората. Другая проблема — недостаточная вовлечённость преподавателей и студентов, слабая коммуникация и имитация проектного управления. Нет обратной связи. Те, кто учится и кто обучает, — не слышат друг друга, не заинтересованы друг в друге.
Исследование трансформации образования Московской школы управления «Сколково» выявило три критические зоны российского высшего образования:
- предсказуемость карьерных траекторий и однородность управленческих команд;
- отсутствие миссии и стратегии развития;
- неэффективность в управлении изменениями.
При этом, подчёркивает Назайкинская, у университетов есть все условия для трансформации — федеральные программы, партнёрства с бизнесом и властью.
По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, современные российские вузы ставят во главу угла адаптацию к стремительно меняющимся условиям цифровой экономики. Сегодня в любой образовательной программе присутствуют цифровые компоненты.
«Мир профессий трансформируется с приходом искусственного интеллекта и новых цифровых технологий, поэтому университеты будущего — те, кто не просто даёт знания, а формирует гибкие навыки и актуальные компетенции».
Пётр Щербаченкокандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
Ключевой приоритет современной системы образования — готовить востребованные кадры:
- вузы должны тесно сотрудничать с бизнесом, предприятиями;
- популяризировать профессии через современные образовательные форматы;
- обеспечивать прямое взаимодействие студентов с будущими работодателями.
Одним из примеров цифровой трансформации является федеральный проект «Искусственный интеллект». Вузы совместно с компаниями открывают новые лаборатории, образовательные программы и кафедры, чтобы готовить специалистов для высокотехнологичных отраслей. В университетах появляются цифровые кафедры и VR/AR-лаборатории.
По мнению преподавателя кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге Святослава Державина, университет будущего — это гибкая, практико-ориентированная среда, где образование строится на междисциплинарности, цифровых компетенциях и глубоком взаимодействии с реальным сектором экономики.
«Вуз будущего — это не просто образовательное учреждение, а динамичная экосистема, способствующая развитию навыков, необходимых в быстро меняющемся мире. Приоритетным направлением высшего образования становится стимулирование у студентов креативного мышления и инновационного подхода к решению задач».
Святослав Державинпреподаватель кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге
Что ждёт высшее образование в 2026 году и чем особенный 2025-й
Главное
- Современные университеты стоят на пороге глубоких преобразований. Государство и общество ждут от них не только подготовки кадров, но и участия в разработке стратегических решений, влияющих на экономику, технологии и социальное развитие страны.
- По мнению представителей вузов, приоритетами высшего образования в ближайшие годы должны стать: освоение новых технологий, в том числе ИИ, усиление коммуникаций «преподаватель — студент», «вуз — государство», «вуз — бизнес», мониторинг трендов, изменений на рынке труда, вовлечение студентов в научную работу, популяризация профессий, где остро стоит проблема дефицита кадров.