Фестиваль «День архитектора – 2025: Город как сценарий»
Редакция портала «Мир квартир» поговорила с организаторами фестиваля «День архитектора» Тимуром Абдуллаевым, руководителем архитектурного бюро ARCHINFORM, и Юлией Зинкевич, генеральным директором коммуникационного агентства «Правила Общения», о диалоге двух видов искусства – архитектуры и кино, о том, какие здания претендуют на роль примет нашего времени, и о важности популяризации профессии архитектора.

В этом году генеральной темой фестиваля стал поиск пересечений между архитектурой и кино. Почему в фокусе оказалось именно кино?
Тимур Абдуллаев: Между архитектурой и кино существует огромное количество параллелей, и нам показалось, что посмотреть на архитектуру через призму кинематографа будет очень полезно. Ключевая задача архитектора – создавать сценарии жизни. А архитектура, как материальная оболочка, это только вершина айсберга. Настоящая, глубинная работа архитектора заключается в том, чтобы действовать на стыке философии и социальной инженерии, где он анализирует и программирует модели поведения людей через творческое переосмысление окружающей действительности. И, конечно, заглядывает в будущее. И вся эта работа, остающаяся за кадром, и является внутренним профессиональным инсайтом.
Парадокс в том, что архитектура окружает нас 24/7, но при этом для обычных людей – это достаточно закрытая, узкопрофессиональная сфера. А кино, наоборот, является одним из самых популярных и доступных видов искусства, о котором у всех есть собственное мнение – от кинокритиков до домохозяек.
На мой взгляд, через аналогии с кино очень легко раскрываются и становятся понятными непрофессиональной аудитории творческие методы работы архитектора. Ведь одна из основных целей фестиваля «День Архитектора» – популяризация архитектуры и деятельности тех, кто её создаёт.

Юлия Зинкевич: Кино, с момента своего создания и до текущего момента, остаётся важнейшим видом искусства с точки зрения степени воздействия на людей, просто потому что он самый массовый. Чтобы насладиться выставкой, до музея или галереи нужно дойти, балет и опера и вовсе увлечение для ценителей. А кино сейчас доступно в любом гаджете, охватывая максимальное количество людей.
Мы все живем в архитектуре – от рождения до смерти. Но так вышло, что совсем немного людей обращают внимание на дома и улицы в контексте именно архитектуры. Еще меньше – умеют говорить про архитектуру и вглядываться в нее. Кино – суперинструмент для сторителлинга, для развертывания сюжетов на фоне архитектуры и об архитектуре.
Как архитекторам удается продумывать сценарии городской жизни, учитывая, что ими будут пользоваться горожане не только сейчас, но и через 20-30 лет?
Тимур Абдуллаев: Архитекторы занимаются этим на протяжении всей истории развития человечества – от возведения Египетских пирамид до создания метавселенных и виртуальных миров! И горизонт планирования в архитектурных и градостроительных проектах измеряется не только десятилетиями, но и столетиями. Достаточно вспомнить, что мы судим о развитии цивилизации по архитектурным артефактам, дошедшим до нас и через тысячи лет.

Во все времена архитектура была зеркалом уклада жизни общества и в определенном смысле отражением политической системы, являясь одним из инструментов управления поведенческими моделями людей. И, конечно же, бытие определяет сознание общества. Безусловно, архитектор – это визионер! Поэтому тем более важно говорить об особой, стратегической роли и миссии архитектора в жизни общества.
Какие, на ваш взгляд, современные здания Москвы уже становятся приметой нашего времени, появляясь в кинематографе, и какие из них могут стать частью нашего культурного кода?
Тимур Абдуллаев: На каждом витке развития истории архитектура, как и кино, становится маркером культурного, экономического и политического контекста жизни. Героями кино в свое время становились сталинские высотки и кварталы «хрущевок», новые панельные микрорайоны и объекты советского модернизма. Вопрос, что из того, что строится сейчас, лучше всего иллюстрирует наши устремления и представления о будущем? Москва бурно развивается и преображается. И, кстати, на нашем фестивале даже отдельная сессия под названием «Снимите это немедленно» была посвящена фотогеничности и кинемотографичности архитектуры. Ответ на вопрос, какая архитектура может быть маркером нашего времени для будущих поколений, одновременно и прост и сложен. Конечно, это архитектура самобытная, наполненная смыслом и вызывающая эмоции. И там, где в конъюнктуре экономических и функциональных аспектов архитектору удалось создать такую архитектуру, люди обязательно это считают на чувственном уровне.

Юлия Зинкевич: За последнее десятилетие в Москве появилось действительно много выдающихся зданий и пространств с яркими архитектурными решениями и узнаваемым обликом – как от звездных мировых авторов, так и от ведущих российских бюро. Они уже стали маркером территорий и оказывают влияние на восприятие районов, кварталов, всего города. Среди них – и парк «Зарядье», и кампус Бауманского института, и комплекс Red 7 на Садовом кольце, рифмующийся с расположенным по-соседству зданием Наркомзема Щусева. А в перспективе суперприметой города станет «Бадаевский». В своём телеграм-канале главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов впервые написал название нового стиля: «эмо-тех» («эмоциональное техно») – технологичные здания провоцируют на эмоции, расширяя и углубляя наше восприятие пространства. Не удивительно, что многие из них стали героями первой серии фильма «Города и люди», беседа с продюсером которого Алексеем Мазуром состоялась в рамках фестивальной программы. В фильме «эмо-тех» исследуется на примере развития и преображения знаковых столичных территорий и объектов, среди которых и «ЗИЛАРТ», ГЭС-2, Лужники. Когда архитектура проявлена с помощью кино, люди начинают в неё вглядываться, она становится не просто фоном для жизни, а объектом внимания.
Случились ли на фестивале какие-то инсайты? Расскажите подробнее как о самых ярких, на ваш взгляд, моментах фестиваля, так и о вопросах, оставшихся пока без ответа.
Тимур Абдуллаев: Во время подготовки к фестивалю я познакомился со многими режиссерами, сценаристами, продюсерами и актерами. И для меня это был огромный новый мир, живущий по своим законам. В процессе обсуждения тем будущих дискуссий проявился ключевой объединяющий архитектуру и кино момент – это сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В каком-то смысле, и режиссер, и архитектор манипулирует сознанием зрителя. Но в кино доступно создание иллюзий, а архитектор делает все наяву, будучи связанным законами физики и организации пространства. И ключевым элементом в архитектуре становится драматургия восприятия. Разбирая сюжеты фильмов в рамках сессии «Я шагаю по Москве. Город как сценарий», было очень неожиданно и интересно услышать от деятелей кино о подходах к работе с внешней и внутренней сюжетной линией, где внешний сценарий отвечает на вопрос «Что?», а внутренний сценарий отвечает на вопрос «Как?». Мне кажется, такая диалектика может войти в образовательную программу для архитекторов, как способ получения ответов на принципиально важные творческие вопросы.
В чем польза фестиваля для обычных горожан? Почему гостям, не имеющим прямого отношения к архитектуре, стоит посетить фестиваль в следующем году?

Юлия Зинкевич: На мой взгляд, нет лучшего досуга, чем рассматривать архитектуру. Как страстный любитель этого пространственного искусства, я, путешествуя по миру, перемещаюсь «от архитектуры к архитектуре». Хочется как можно большее количество людей заразить этим интересом. Совершенно бесплатное хобби – гуляешь, рассматриваешь, и открывается визуальная красота, новые вдохновляющие детали. Параллельно вспоминаешь историю, узнаешь подробнее про сценарии жизни. Есть же непосредственная связка: среда формирует нас как людей, как общество, влияет на наши поведенческие сценарии. Чем больше горожане будут проявлять внимание к городской среде, чем выше будет их насмотренность, тем больше будет инициатив по сохранению культурного наследия, тем четче будет фокус на бережное отношение к архитектурным памятникам и запрос на создание качественной современной архитектуры, работающей на человека, и на хороший дизайн.
Тимур Абдуллаев: Вопросы, которые мы поднимаем каждый год на фестивале, во многом общечеловеческие. Они будут интересны для саморазвития каждого жителя города. Ну и, конечно, важно осознавать, что город – это наше общее пространство, где мы хотим найти гармонию и счастье. И мы сами определяем его будущее.